Cообщи

Депутаты от IRL начали ломать акцизную политику (2)

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Фото статьи
Фото: Kristjan Teedema / Tartu Postimees

За идеей робкой попытки министра финансов Тоомаса Тынисте обнулить резкое повышение акциза на алкоголь может стоять и его личное мнение, но более вероятно, за ней стоит руководитель IRL Хелир-Валдор Сеэдер. 

Известно, что во вторник Тынисте сказал ERR, что считает необходимым обсудить возможность отмены запланированного на начало февраля повышение акциза на легкий и крепкий алкоголь. «Это моя личная позиция», - позже сказал Тынисте Postimees. Он пообещал обсудить тему с партнерами по коалиции и внимательно следить за ноябрьским поступлением акциза.

Его поддержал Сеэдер, который сказал, что с повышением акцизов уже перешли границы. Поэтому Тынисте и чиновникам Министерства финансов придется заняться срочной работой, чтобы, самое позднее к первой неделе декабря выйти с планом, как можно было бы отказаться от повышения акциза на алкоголь. «Так нам удастся убедить партнеров по коалиции, что дела с акцизами не в полном порядке», - отметил он.

Государство село в лужу

В каком-то смысле, это были выступления двух солистов. Чиновники Министерства финансов сказали, что для них демарш Тынисте по поводу переноса повышения акциза стал сюрпризом, поскольку договоренность по источникам покрытия расходов или сокращениям является политическим, а не межведомственным делом.

«Такой задачи (искать источники покрытия расходов при отказе от повышения акцизов) перед нами не ставили, и такой работой налоговые политики сейчас не занимаются», - подтвердил один из архитекторов налоговой политики нынешнего правительства вице-канцлер министерства Дмитрий Егоров.

О предложении лидеров IRL ничего не смог сказать и председатель соцдемов, министр здравоохранения и труда Евгений Осиновский. Он бы крайне скуп на слова, говоря, что поскольку министр финансов с соответствующим планом к правительству еще не обратился, нечего и обсуждать.

Поскольку ужесточение алкогольной политики он сделал своим делом чести, Осиновский не захотел дать оценку даже самой идее: «Сейчас кажется, что речь идет об эмоциях министра финансов, которые позволительны ему как человеку».

В то же время, Сеэдер заверил, что как он, так и Тынисте убеждены в одном: жесткое повышение акцизов не принесло желаемых результатов. Из Латвии привозят все больше алкоголя, торговля в Южной Эстонии загибается, в государственную казну поступает значительно меньше средств, чем планировалось, и прогнозы становятся все более мрачными.

В качестве примера он привел, что уже на данный момент государство получило на 40 миллионов евро меньше, чем ожидалось. И хотя в этом году акцизы дважды заметно поднимали, поступления от акцизов за десять месяцев этого года оказываются даже меньше тех, что были в прошлом году.

Он выразил надежду, что Министерству финансов, который начинает искать альтернативу, хватит ума, чтобы пересмотреть акцизную политику в целом. Нужно учесть, какое долгосрочное влияние на предпринимательство, торговлю, покупательские и поведенческие привычки людей оказывают налоги.

«В окрестностях границы возникают новые торговые центры. Нужно все больше контролировать, чтобы на Юге Эстонии не продавали незаконно алкоголь. Круг проблем очень широк», - сказал Сеэдер.

И хотя времени крайне мало, а партнеры по коалиции дали понять, что отложить повышение акциза очень сложно, Сеэдеру придется что-то делать. Это не первый для него раз, когда ему удается вынуть камень из налоговой стены. Так, под его руководством весной удалось отбиться от налога с оборота за упаковку. Он критиковал и находящиеся сейчас под давлением акцизы на упаковку и на лимонад. Более того, он сказал, что эти налоги в нынешнем виде нельзя вводить. Теперь в том же котле оказался и алкогольный акциз.

И хотя отказ в последний момент от повышения налога, внесенного в закон, для нынешнего правительства не новинка – в конце прошлом года за скобки было вынесено повышение налога с оборота для гостиниц, которое должно был вступить в силу в январе, - Тынисте и его министерству следует очень поторопиться. Нужно компенсировать один очень важный источник дохода для и без того находящегося под давлением государственного бюджета.

Насколько известно, Министерство финансов прогнозирует поступление от алкогольного акциза на следующий год в размере 341,2 миллиона евро, что на 100 миллионов больше, чем государство надеялось получить в этом году. Поскольку суммы большие, поиск источника покрытия или сокращение может оказаться сложным и потребовать политических торгов. Кроме того в Рийгикогу нужно будет принять новый закон. И сам по себе вопрос: насколько реалистично ожидание получить в виде акциза на алкоголь 340 миллионов евро?

Сеэдер отдает себе отчет, что отказ в последний момент от такого важного повышения налога – это дикая головная боль. В то же время, если это будет допущено, в будущем ущерб может оказаться еще больше: «Если нам удастся включить в головах партнеров по коалиции тревожный сигнал о том, что повышение акциза не принесло ожидаемого результата, это будет большой победой IRL», - отметил он.

Неясно, вложил ли идею отказа от налога в голову Тынисте именно Сеэдер, но он определенно сказал, что ждет от Тынисте и министерства серьезного и детального предложения, как можно изменить линию распределения сил в правительстве.

Сама жизнь вносит коррективы в предсказания

Больше всего критики на излишне оптимистические ожидания поступления огромных сумм от акциза на алкоголь прозвучало от Института конъюнктура. Если в этом году государство надеется заработать на алкогольном акцизе 237,6 миллиона евро, то институт оценивает эту сумму в 220 миллионов евро.

На будущий год они прогнозируют налоговую дыру почти в 80 миллионов евро. Причиной тому является приграничная торговля.

Министерство финансов объясняет низкое поступление этого года тем, что перед повышением акциза в начале года торговцы запаслись алкоголем еще в конце 2016 года. Просто они поняли, что акциз поднимется в феврале, а не в январе, уже после того, когда запасы были сделаны.

Поскольку в будущем году акциз поднимется все же во втором месяце, государство надеется, что запасы будут собраны в январе 2018 года, что позволит сбыться оптимистическим ожиданиям и надеждам. 

Наверх