Маайя Вади: я бы за зарплату депутата Рийгикогу работать не стала (5)

rus.postimees.ee
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Маая Вади.
Маая Вади. Фото: Kristjan Teedema

По мнению профессора Тартуского университета, психолога Маайи Вади, привычка в Эстонии публиковать данные только о зарплатах руководителей ведет к необоснованной критике в их адрес и разжигает социальную рознь. Она уверена, что вместе с зарплатой нужно обнародовать также и рабочие обязанности руководителя, и сферу его ответственности. 

Публикуем выдержки из интервью, которая Ханнели Руди взяла у Маайи Вади для газеты Postimees.

- Зарплата руководителей госучреждений существенно различается. Можно ли унифицировать их зарплаты или это невозможно, так как их рабочие обязанности и сферы ответственности сильно разнятся?

- Сделать это даже частным предприятиям в некотором смысле не по силам, а там почти у каждого действия своя четкая материальная ценность. В государственном секторе такая градация тоже есть, но она неравномерная, так как циклы развития организаций и их задачи различаются. Поэтому очень сложно сказать, что справедливо, а что нет.

- Если единая система зарплат будет создана большой группой, которая учитывает все факторы, то, может быть, в долгосрочной перспективе ее можно сделать. Но поскольку наши возможности ограничены, то в какой-то момент нужно доверять здравому смыслу.

- Да, ответственность руководителей разная, но смотря на их зарплаты, я лично не понимаю, почему глава Департамента защиты памятников старины зарабатывает больше, чем руководитель Спасательного департамента и даже больше, чем министр культуры.

Если причины назначения высокой зарплаты остаются непонятными, нужно спросить, можно ли было при заключении договора поступить иначе. В некоторых сферах разницу в зарплатах объясняет то, что не было выбора: это была единственная возможность заключить договор. Ваш вопрос указывает на то, что иногда у сторонних наблюдателей создается впечатление, что работодатель не горел желанием найти более хорошего кандидата.  

- В отношении руководителя Больничной кассы я могу сказать, что он отвечает за десятую часть государственного бюджета, но как доступно объяснить, что делает руководитель Департамента защиты потребителей?

- Он служит нашему чувству справедливости и должен руководить теми, кто устанавливает моральную справедливость. Вы очень хорошо сказали о том, что нужно уметь простым образом объяснить, за что кому платят зарплату. Если разъяснить доступным языком, в чем заключаются рабочие задачи руководителей, ненависти будет меньше.

От того, что публикуются суммы зарплат и каждый может посчитать, насколько он получает меньше, не выигрывает никто. Это не делает нас лучше. Те, кто работать не хотят, не изменятся, а тем, кто работать хочет, это вредит.

- У меня, как у бывшего государственного чиновника, возникает странное ощущение от того, что зарплаты руководителей госучреждений постоянно сравнивают с зарплатой президента. Но люди не понимают, какая ответственность, например, у главы Налогового департамента.

- Когда журналист публикует размер чьей-либо зарплаты, ему не помешает побыть  тенью этого человека в течение рабочего дня – эти две вещи должны появляться вместе. Но я понимаю, что читателей не интересует описание рабочего дня, так как это скучно.

Но точно можно было бы написать, что рабочий день начинается в половину шестого и заканчивается в десять вечера, а также описать, что нужно за этот день сделать. Я могу открыто сказать, что если бы мне нужно было честно выполнять работу депутата Рийгикогу, за эту зарплату я бы ее не делала. 

Комментарии (5)
Copy
Наверх