Современный мир по сравнению с теми временами полностью размылся. Коммунизм почти отовсюду пропал. Вместо него появились различные формы капитализма с разной степенью политического плюрализма (государственный, авторитарный, ориентированный на узкие круги – и на достижение всеобщего благоденствия).
Почти все войны начинаются без объявления войны – Россия и Украина, несмотря на войну на востоке, по-прежнему сохраняют дипломатические отношения. В далеком Пхеньяне местный режим использует кибероружие, чтобы грабить банки в Бангладеш и подрывать деятельность кинокомпаний в Голливуде.
Миром правят не правительства, а технологические компании. Шпионы действуют внаглую, почти у всех на виду, продавая и покупая власть и распространяя пропаганду. Каждый, у кого есть соединение с Интернетом, может выступить в роли журналиста, издателя или пропагандиста.
Все эти аспекты представляют серьезную проблему для нашей безопасности. С другой стороны, в такой размытости нет ничего нового. Холодная война была не такой разграниченной, как мы ее помним. К западному лагерю принадлежали, среди прочих, кошмарные диктатуры, а «коммунистический блок» – это всего лишь риторический оборот. (Югославия, Албания, Китай и Румыния шли по своему пути.)
Официальное объявление войны среди развитых стран не звучало уже десятилетия: последнее было, кажется, в 2005 году между Чадом и Южным Суданом (Южный Судан до 2011 года был в составе Судана – BNS), а до того – в противостоянии Сомали и Эфиопии в 1977 году. Дезинформация и пропаганда сами по себе – явления не новые, как и пристрастная, небрежная и подкупленная пресса.