Перед последними муниципальными выборами полиция получила 204 сообщения о возможном нарушении правил проведения кампаний. Кто-то увидел во время запрета на развешанных на улице плакатах имя политика или автомобиль с фотографией, кто-то заметил чей-то плакат через витрину. На проверку одной жалобы у полиции уходит около восьми часов рабочего времени, то есть этой осенью стражам порядка для проверки всех сообщений о политрекламе пришлось бы потратить более 1500 часов.
Полиция разбазаривает силы, проверяя соблюдение запрета на наружную рекламу
Это одна из многочисленных причин, по которой все парламентские партии считают необходимым изменить закон, касающийся предвыборной кампании.
Этой осенью во время запрета на наружную рекламу, внимание СМИ привлекли политическая реклама "Избирательного союза Сависаара и Делового Таллинна", которая была видна через окно кафе в самом центре столицы, а также огромный плакат Партии реформ на стене офиса в начале Нарвского шоссе, который также был виден через окно здания.
Поскольку наружная реклама запрещена во время ведения активной агитации, полиции пришлось проверять все эти сообщения и расследовать получившие подтверждения нарушения. За время нынешней кампании полиция сделала 51 предписание и возбудила 11 административных и четыре уголовных дела. Только в сам день выборов полиция получила 36 сообщений о возможных нарушениях.
От четырех до восьми часов работы
Одно только сообщение о нарушении правил ведения предвыборной кампании может занять у полиции от четырех до восьми часов рабочего времени, поскольку после регистрации жалобы полиция должна выехать на место и сфотографировать рекламу. После этого следует оценить, является ли данная реклама запрещенной или нет. Для выяснения обстоятельств нужно пообщаться с рекламирующей себя партией или с политиком.
Такая же ситуация сложилась и во время местных выборов 2013 года, когда стражи порядка получили более 150 жалоб, сообщений и заявлений. Тогда были проведены 24 производства по проступкам, семь из которых привели к назначению наказания.
«Что характерно, речь идет о проступке, который очень сложно доказать. И прежде всего из-за того, что закон написан общими словами, в нем не содержится четкого правового определения», - высказал свое мнение министр внутренних дел Андрес Анвельт (СДПЭ) по поводу инициированного 14 сентября Свободной партией законопроекта об изменении Закона о выборах в органы местных самоуправлений, Закона о государственных выборах и других законов.
Если закон можно толковать по-разному, то обязанность следить за исполнением такого закона несет для полиции бессмысленную нагрузку. Поэтому Рийгикогу должен уточнить формулировки и подумать об упразднении запрета на наружную политическую рекламу. Более того, во время запрета на нее политическая реклама переезжает в Интернет, что законами вообще не отрегулировано.
Вместо старого запрета - новые
Свободная партия предлагает заменить старый запрет новыми: ограничить объемы и цены на наружную рекламу и запретить ее только в день выборов. Свободная партия говорит об ограничении наружной рекламы в том смысле, что, например, плакат должен быть не больше одного квадратного метра, а потолком расходов на избирательную кампанию в течение 90 дней до дня выборов нужно установить 500 000 евро на одну партию. Предложения о поправках к законопроекту Свободной партии можно подавать в конституционную комиссию до 28 ноября.
Министр юстиции Урмас Рейнсалу (IRL) удивлен, почему Свободная партия не хочет вообще упразднить запрет на наружную рекламу, в том числе, и в день выборов? Например, во время выборов в Рийгикогу 2015 года 51,2 процента избирателей проголосовало еще до дня выборов, в том числе, в то время, когда кандидаты могли вести активную агитацию. В то же время, по оценке министра, нельзя разрешать проведение кампаний на избирательных участках.
Идея ограничить размеры наружной рекламы до одного квадратного метра, с точки зрения министра, нарушит свободу предпринимательства. Введение предельной суммы расходов на предвыборную кампанию за 90 дней до выборов с точки зрения закона возможно, но могут возникнуть злоупотребления, считает Рейнсалу. Предвыборную кампанию можно заказать и оплатить заранее, поскольку не определено, когда кампания начинается и когда можно начинать заниматься расходами на нее.
Кроме того, у Ренсалу возник вопрос, разумна ли единая предельная ставка расходов для всех выборов. Министерство юстиции называет предельную ставку в 500 000 евро акцептуемой, но это никак не поможет тем кандидатам, которые тратят значительно меньше. По оценке члена конституционной комиссии и центристской фракции Рийгикогу Тийта Терека, неразумно вводить новые запреты вместо старых, но отмену имеющихся он поддерживает.
«Целью ограничения на наружную рекламу было снизить расходы на кампанию, но это не принесло решения проблемы, поскольку предвыборная кампания просто стала длиннее, что, напротив, сделало ее более затратной», - объяснил Терик.
Сейчас наружной рекламой занимаются до начала времени запрета на нее, после чего реклама переезжает на телевидение, на радио, в газеты или в Интернет. «Самой затратной является телереклама, покупка которой оказывается недоступной для большей части кандидатов», - сказал Терик.
По его оценке, непонятно желание Свободной партии ограничить размер наружной рекламы одним квадратным метром: «Особенно на местных выборах, по моей оценке, это несправедливо и недемократично - отбирать у кандидатов один из самых дешевых способов рекламы».
Кроме того, Терик считает, что ограничение нелогично и потому, что размер рекламной площади, например, на автобусных остановках, уже есть. Площади в один квадратный метр не предусмотрено, поскольку для уличного плаката это слишком мало.
EKRE снизил бы размер государственной дотации
Заместитель председателя Консервативной народной партии Эстонии (EKRE) и член конституционной комиссии парламента Яак Мадисон считает, что решением проблемы скорее могло бы стать уменьшение государственного финансирования партий.
«Наружную рекламу можно загнать все равно в какие рамки, но крупные богатые партии всегда найдут возможность их обойти – деньги будут просто направлены в другие каналы. Кроме того, возникнут вопросы об ограничении свободы слова», - сказал Мадисон.
По его оценке, политика стала бы честнее, если бы была уменьшена дотация парламентских партий из государственного бюджета. Сейчас на поддержку партий уходит 5,4 миллиона евро денег налогоплательщика в год. По словам Мадисона, эту сумму можно смело сокращать наполовину.
Предложения о поправках канцлера юстиции
- Упразднить запрет на наружную рекламу в период активной агитации.
- Упразднить запрет на активную агитацию в день выборов. Полное предвыборное спокойствие нужно сохранить на избирательных участках и в их окрестностях.
- Ввести правила для муниципальных СМИ, чтобы был гарантирован доступ всех политических сил.
- Дать комиссии по надзору за финансированием партий право знакомиться с источниками финансирования объединений граждан (в том числе, молодежных организаций партий).
- Дать комиссии право требовать нужную для работы информацию (в том числе, документы) и у других лиц (например, рекламных фирм).
- Проанализировать возможность того, чтобы партии, получающие деньги из госбюджета, в дальнейшем должны были обнародовать свои расходы, доходы и сделки с имуществом в предусмотренных законом объемах в реальном времени.