Cообщи

Йозинг об алкоакцизе: хороших решений для этого безумия больше нет

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Марье Йозинг
Марье Йозинг Фото: Mati Hiis / Õhtuleht

По словам Эстонского института конъюнктуры Марье Йозинг, повышая алкогольный акциз, правительство загнало себя в угол, и ни одного хорошего варианта, как разгрести эту кучу, больше не видно.

Месяц назад Институт конъюнктуры заявил, что ожидания государства, планирующего заработать в следующем году от поступления алкогольных акцизов 340 миллионов евро, нереалистичны (для сравнения: в этом году надеются заработать 237 миллионов). По прогнозу института, полученная сумма окажется примерно на 80 миллионов евро меньше прогнозируемой. Йозинг, годами анализировавшая поступления от алкогольного акциза, придерживается этого мнения и сейчас.

Министерство финансов, защищая свои оптимистические прогнозы, ссылается на большие запасы. Это означает, что, поскольку акцизы вырастут в феврале следующего года, продавцы в январе запасут столько дешевого алкоголя, сколько вместит склад. Так же должно произойти и в конце 2018 года, когда они будут готовиться к повышению налога в январе 2019 года. Запасание могло бы повлечь за собой одноразовый доход до 100 миллионов евро.

Государство манипулирует запасами

Йозинг усматривает здесь большую проблему и некое подобие махинации. Она считает, что бюджет, опирающийся на одноразовые крупномасштабные запасы, в долгосрочной перспективе не может быть жизнеспособным.

“Это не может продлиться долго, поскольку цена эстонского алкоголя уже и так высока.

Мы можем повышать и повышать акцизы, но в какой-то момент продавцы перестанут запасаться, поскольку они больше не смогут сбыть эту алкогольную продукцию”, - пояснила она.

Хотя благодаря запасам в бюджет следующего года и может поступить больше налогов, чем в этом, через год мы снова окажемся у разбитого корыта, поскольку денег с запасов не поступит, считает Йозинг. “Это манипулирование вскоре прекратится, оно не может длиться вечно”, - полагает она.

С другой стороны, если правительство решит отменить февральское повышение акциза, как хочет министр финансов Тоомас Тынисте, бюджет недосчитается нескольких десятков миллионов евро. “Тогда все опять будет перевернуто вверх дном. Для этого безумия больше нет ни одного хорошего решения», - сказала она.

И все же, если давать рекомендации, Йозинг отменила бы дальнейшие повышения акцизов и посмотрела бы, к чему это приведет. Надо учитывать опыт других стран, в первую очередь, Финляндии. Ей остается непонятным, почему государство до сих пор этого не сделало. “Мы же годами наблюдали, как финские туристы покупают у нас алкоголь. Мы знаем, что означает приграничная торговля, при какой разнице цен она становится более интенсивной. Полагать, что между Эстонией и Латвией такого не возникнет, что мы какие-то особенные, – это очень странный подход”, - пояснила экономический аналитик.

Слабые пьют больше

Если резкое повышение акцизов не достигло бюджетных целей, может, это хотя бы уменьшит потребление алкоголя населением? Йозинг не столь в этом уверена. Она считает, что те, кто и так много пьют, будут пить водку еще больше. Она указала на те количества алкоголя, с которым эстонцы покидают латвийские магазины. «Финляндия тоже говорит, что те, кто ездят пошуметь в Эстонию, больше любят употребить.

Если у тебя дома большое количества пива и характер не слишком стойкий, дверь холодильника открывается очень просто», - пояснила Йозинг.

Кроме того, алкогольный акциз меняет ведение бизнеса в пограничных зонах. По словам Йозинг, начнет возникать рынок контрабандного алкоголя нового типа. Это означает, что корчмы, клубы и кэтеринг в Южной Эстонии будут продавать все больше привезенного из Латвии алкоголя с эстонскими акцизными марками. Будет процветать переливание. На это указывал и глава A. Le Coq Тармо Нооп. “Говорят, что, если разница в цене на алкоголь составляет свыше 20%, начинается завоз из-за границы. Сейчас цена на крепкий алкоголь различается в два раза», - отметила Йозинг.

Поскольку ужесточение алкогольной политики и невиданное повышение цен всегда влечет за собой нежелательные побочные эффекты, Йозинг советует государству взять паузу и поучиться на опыте других стран. “Тема сложная, поэтому хотелось бы от министерств более разнообразного и долгосрочного анализа. Эти вещи в жизни не так просты”, - подытожила экономический эксперт.

Наверх