Новый фильм Андреса Пуустусмаа, премьера которого прошла вчера в Таллинне, хочется хвалить просто безудержно. И если дать волю эмоциям, можно сказать коротко: это чертовски хорошее кино. По-всякому хорошее, в разных аспектах.
И как кино – никаких тебе провалов и провисов, каждый кадр ощущается на своем месте, темп такой, какой надо, где-то ровный, где-то взрывной. И в плане актерских работ: имена Сергея Маковецкого и Тыну Карка говорят сами за себя, оба актера плохо играть не умеют, а Карк вдобавок еще и возвращается на главную роль в большое кино после многих лет киномолчания, – но есть еще множество ролей второго плана, тут и Юлле Кальюсте, и Майт Мальмстен, и Кирилл Кяро, и Эдуард Томан, и Сергей Фурманюк, и Тамбет Туйск, и множество камео – включая политика Абдула Тюрея, дирижера Юрия Альпертена, писателя Андруса Кивиряхка. И, опять же, все – на своих местах.
И сама история, с одной стороны актуальная, страшно своевременная, с аллюзиями на EKRE и прочие проблемы нынешней Эстонской Республики, а с другой – как есть притча о «зеленых котах», то есть о существах, которых не бывает, которым в современности не место, которые тут никому не нужны, очень одиноки и, в принципе, шансов выжить не имеют.
Два бывших советских, а ныне эстонских уголовника – Эдуард (Маковецкий) и Маркус (Карк) – выходят после двух десятилетий отсидки из тюрьмы и попадают в наш с вами прекрасный новый мир. Тут можно было бы пойти по легкому пути и снять фильм о людях из прошлого, которым не место в будущем, – но Пуустусмаа не ищет легких путей – он явно не хотел, чтобы фильм получился качественный, но все-таки банальный. Эдуард ищет свою большую любовь Марию и пытается найти собственный дом; то и другое навсегда осталось в прошлом, и счастье – без иронии – Эдуарда в том, что он страдает амнезией и сразу забывает всё то, что с ним случается. Маркус добывает из бензобака мотоцикла с коляской, простоявшего все эти годы в гараже брата, два золотых слитка со свастикой и пытается их продать. Если говорить о чисто материальной стороне дела, оба как-то обустраиваются: Маркус в социальном доме, куда привозят толпу чернокожих беженцев, Эдуард то на подстанции, то в ночлежке...