Через не связанные между собой ссылки, судебные дела, обвинительные акты и происшествия в результате собственного расследования Postimees вышел на след преступной схемы. Задержанный ранее на Филиппинах и осужденный в Эстонии за мошенничество человек после смены имени начал использовать э-резидентов для ликвидации фирм.
Вскрылась масштабная мошенническая схема: э-резиденты, ставшие танкистами, сменивший имя мошенник, исчезновение руководителей (3)
Три года назад, в июле 2014 года судья Харьюского уездного суда ударил молотком и на тот момент 39-летний Урмас Сяэск услышал суровый приговор: за мошенничество и другие нехорошие дела ему предстоит провести за решеткой год и пять месяцев, а также выплатить Swedbank Liising 270 000 евро в качестве возмещения ущерба, нанесенного преступной деятельностью.
Действительность же оказалась такой, что Сяэск тюрьмы избежал. Дело в том, что он скрывался от правосудия с 2008 года, когда было начато расследование по уголовному дела, пока не вляпался в приключения 6 февраля 2013 года на Филиппинах, где был задержан и примерно через год выдан Эстонии. До оглашения приговора ему пришлось находиться под стражей.
Но это все уже история. А сегодняшний день показывает, что избавиться от старых привычек Сяэску оказалось совсем непросто.
Первые сигналы о новой и масштабной схеме поступили в Postimees еще в апреле этого года: оказалось, что обобравший людей и наплевавший на предписания Департамента защиты прав потребителя портал Crazydeal получил яркого исполнительного директора.
Это была живущая на Филиппинах женщина по имени Эрса Хане Маранда Гасок. Журналистов тогда заинтересовали два обстоятельства: во-первых, у филиппинки была эстонский личный код, который указывал на наличие э-резидентства, а, во-вторых, она же являлась единственным членом правления двух эстонских фирм. Бизнесмен Кейт Пийбеманн, чтобы освободиться от ответственности, исчез из числа руководителей портала, государственное расследование текло своим чередом, Гасок не была готова выходить на контакт, и тогда эта тема заглохла…
Руководство ресторана испарилось
… до минувших выходных. В субботу поступил сигнал, что Эрса Хане Маранда Гасок вновь проявилась, неожиданно став единственным членом правления фирмы-собственницы работающего в Старом городе Таллинна и в Виймси ресторана Bollywood. Мы открыли Коммерческий регистр и начали обнаруживать один сюрприз за другим.
Во-первых, сам по себе ресторан. У управлявшей им фирмы India Gate OÜ, по данным Коммерческого регистра, возникли проблемы, наследником стало предприятие под названием Eastglory OÜ, которое забрало к себе под крыло и всех 33 работников. Тут мы увидели, что долг по налогам сменившего название предприятия на данный момент уже вырос до 21 260 евро.
И что сделали собственники? На позапрошлой неделе, 7 ноября, фирма распускает все правление фирмы: Кади-Лийс Тамм, Андрус Ряэне, Свапан Кумар Митри, Арно Моссин. Один из собственников, Тармо Тамм, вышел из правления еще в июле.
Дальше уже пошли по схеме, которая очень напоминает историю Crazydeal: единственное, что могут сделать собственники – это прекратить деятельность предприятия и убрать подальше прежних владельцев. В таком случае право на прием документов переходит Gigabld OÜ, а собственности - Corporate Services International OÜ.
А исполнительным директором ресторанов становится не кто иной, как наша старая знакомая, танкистка с Филиппин Эрса Хане Маранда Гасок. Ликвидатор. Прежние руководители фирмы на письма не отвечают, а новый сообщает, что мы ошиблись адресом.
«Кажется, что ваше письмо было предназначено кому-то другому», - ответил учредитель Corporate Services International OÜ Фред Рики на письмо, которое мы отправили на официальный адрес фирмы.
В понедельник мы отправились позавтракать в Bollywood и обнаружили, что его двери все еще открыты. На самом деле мы хотели посмотреть, название какой фирмы значится на чеке. Увидели, что возникающий оборот теперь направляется на счет третьего предприятия: созданной Андрусом Рянне фирмы India GT OÜ, от которого Postimees получил счет за съеденный суп (очень хороший и своеобразный, между прочим).
Активнейшая эстонская бизнес-леди?
Но забудем о ресторанах, будем надеяться, что уютные точки общепита с хорошей кухней будут обслуживать население и дальше. А тем временем, когда мы начинаем углубляться в бескрайние просторы Коммерческого регистра, начинаются обещанные сюрпризы.
Активность Гасок в Эстонии неожиданно резко возросла. Она не входит больше в два-три правления предприятий, теперь она является руководителем целых 110 фирм в Эстонии. Дальше видим, что нити ведут и к соотечественнику (соотечественнице?) Гасок по имени Жанн Ли Хавельяна Лопе, который или которая, имея эстонский личный код, тоже руководит сотней фирм.
Ясное дело, что оба тайных филиппинских руководителя оказавшихся в сложном положении и лишившихся прежнего руководства фирм на письма не отвечают. В Facebook мы получили от Гасок в ответ лишь жизнерадостные «Hi» и «Hallo», но дальше разговор не продвинулся.
В игру вступил Сяэск или Вест
Но есть и еще одна ниточка, объединяющая эти предприятия, филиппинцев и схемы, и имя ей – Александер Вест. Он родился 21 октября 1975 года, по данным его же портала vest.ee, занимается ликвидацией фирм и взял под свое управление еще более проблемные предприятия, чем те, что имеются у филиппинцев. Он также является собственником фирмы, управляющей рестораном Bollywood.
Также выяснилось, что для вербовки филиппинцев для ликвидации эстонских фирм и освобождения от ответственности местного правления Вест использует зарегистрированное в Гонконге коммерческое предприятие JBG LIMITED.
После того, как Postimees впервые опубликовал информацию о подобных схемах, с нами начали связываться люди, которые пострадали от таких схем с руководством фирм. Выяснилось, что есть и судебные дела, и заявления, поданные в полицию, и…
…как выяснилось из материалов одного судебного дела, Александер Вест есть не кто иной, как Урмас Сяэск, о котором мы рассказывали в начале это истории. После того, как его поймали на Филиппинах и осудили в Эстонии, он сменил имя и занимается кроме мошенничества со страховками еще и чем-то другим.
Мы написали Весту и несколько раз попросили дать свои комментарии. В итоге ответ пришел лишь с одного, испробованного нами адреса: vest@vest.ee.
В нем Александер Вест уверяет, что как господин Лопе, так и госпожа Гасок хорошо осведомлены о своей деятельности в Эстонии, и добавил еще кое-что очень важное. «В числе прочего, ваши предположения - скорее выдумки, чем факты», - написал он, имея в виду информацию о происходящем вокруг Bollywood.
Таким образом, по собственной инициативе, мы выяснили, как в исчезновении руководств двух проблемных предприятий – Crazydeal и Eastglory – Вест или Сяэск использовал далеких и недоступных филиппинцев. Но и пришли к выводу, что таких схем были сотни и сотни.
Возникает долг – сажай филиппинцев в танк
В числе прочих, с нами связался присяжный адвокат адвокатского бюро COBALT Лембит Теддер. Он рассказал уже знакомую историю: один из его клиентов подал в октябре банкротное заявление против фирмы Secco Shop OÜ. Долг за аренду и другие требования к магазину к концу лета выросли до 29 000 евро.
У Теддера возникло еще одно подозрение: не была ли неплатежеспособность Secco создана умышленно, а также не были ли совершены злостные ошибки в управлении, которые с точки зрения эстонского законодательства расцениваются как преступление?
Потому что все произошло по уже знакомой схеме: бывшие собственники Secco и члены правления Кярри Рястас и Урмас Линнамяги продали во время роста долгов свои доли в фирме гонконгскому предприятию JGB Limited, которое в свою очередь назначило в правление Эрсу Хане Маранду Гасок. В этот раз Александер Вест дергал за ниточки через JGB. Для представления своих интересов предприятие выдало доверенность Весту.
«Все это указывает на то обстоятельство, интерес к которому - кроме ведущего банкротное производство суда - должна испытывать и прокуратура», - сказал Postimees адвокат Теддер.
По данным издания, в октябре в полицию поступило заявление об использовании э-резидентства двух филиппинцев для ликвидации проблемных предприятий Эстонии.
«По нашей оценке, программа э-резиденства была запущена не для того, чтобы ее использовали для развития и облегчения криминальной интернет-деятельности, в том числе для использования э-идентитета иностранцев со стороны третьих лиц, а также не для совершения систематических налоговых мошенничество», - написали обратившиеся в полицию.
КОММЕНТАРИИ
Руководитель службы Налогово-таможенного департамента Айри Янсен-Ууэда:
«Нельзя отрицать, что скрытые лица и их использование являются для нас проблемой. Наша каждодневная работа направлена на минимизацию вербовки подставных лиц, но многое зависит от того, как общество относится к таким схемам, чтобы вербовка подставных лиц не оправдывала себя. Благодаря правильному выбору предприятиями партнеров можно снизить число нечестных людей в предпринимательской деятельности. Правление фирмы должно оценить, с каким предприятием оно заключает сделку. Кроме того, что это внесет свой вклад в осложнение деятельности подставных лиц, предприниматель и сам получит гарантию, что он не связывается с возможными схемами, которые в будущем могу создать для него ряд неудобств. Данные Коммерческого регистра и открытая информация по долгам помогают создать достаточно объективную картину о бизнесе будущего партнера по сделке.
Ликвидационное производство предусматривает, что имущество фирмы должно превышать имеющиеся обязательства. Если имущества ликвидируемой фирмы недостаточно для удовлетворения всех требований кредиторов, то ликвидаторы должны подать заявление о банкротстве. Таким образом, в ситуации, когда долги фирмы явно превышают ее имущество, прекратить деятельность фирмы в рамках ликвидационного производства невозможно и нужно подать банкротное заявление, что большинство членов правлений-танкистов не делает. Кроме того, важно, что незамедлительная подача банкротного заявления является обязанностью членов правления в момент возникновения устойчивой неплатежеспособности. Нарушение этой обязанности в итоге может закончиться уголовной ответственностью.
В сотрудничестве с Департаментом полиции и погранохраны мы держим ликвидаторов под активным контролем и видим основание для ответственности и в той деятельности, которая направлена не на законную ликвидацию, а на списание долгов.
Что касается покупки услуг танкистов, то это не освобождает бывших членов правления от ответственности. Важно помнить, что ответственность создавших долги по налогам членов правления не снижается ни при помощи подставных лиц, ни при помощи ликвидаторов.
Налоговое расследование или уголовное расследование проводится в отношении тех лиц, под руководством которых или по вине которых были совершены нарушения, вне зависимости от того, кто был назначен членом правления во время ведения налогового расследования. К ответственности мы призываем того, кто создал долг».
Руководитель проекта команды э-резидентство EAS Пирет Рейнсон:
«Среди 26 000 человек можно, конечно, найти и тех, кто не хочет исполнять законы. Надзор за удостоверениями личности э-резидентов ведут Департамент полиции и погранохраны, Полиция безопасности и Налогово-таможенный департамент. Одним из предпочтений программы э-резидентства является ее прозрачность, которая обычно быстро делает все сделки видимыми. Департамент полиции и погранохраны занимается профилактикой того, чтобы э-резидентами становились только люди с хорошей репутацией, но нарушения законов до конца исключить все же невозможно. Эстония в силах аннулировать карты нарушителей законов и оповестить об этом всех участников процесса».
Руководитель бюро по борьбе с экономическими преступлениями Центральной криминальной полиции Янек Маасик:
«Полиция в курсе этой проблемы, и описанные схемы нам известны. Чаще всего такие схемы используют по отношению к проблемным, в том числе, имеющим долги, совершившим ошибку в управлении или не организовавшим бухгалтерию предприятиям. Продажа долей фирмы и смена членов правления на подставных лиц во многом исходит из желания усложнить выплату долгов кредиторам и проведение все равно каких производств со стороны государства.
В качестве подставных лиц используют граждан как Эстонии, так и других государств, а использование э-резидентов в этих целях также не исключено. Из-за отсутствия перспективы получить деньги, особенно от иностранцев-подставных лиц, кредиторы часто отказываются от гражданских и уголовных расследований и мирятся с ситуацией. В дальнейшем подставные лица весьма пассивно ведут себя в полученных фирмах, и чаще всего предприятия удаляются из Коммерческого регистра из-за того, что не был подан годовой экономический отчет.
Бюро по борьбе с экономическими преступлениями вместе с прокуратурой поставили перед собой цель препятствовать в рамках своих полномочий такой деятельности, но исправить ситуацию только посредством Угловно-процессуального кодекса, невозможно».