"О социальной справедливости здесь не может быть и речи", - согласился в комментарии сам Вейкко Лухалайд, получивший как компенсацию, так и ежемесячный оклад председателя горсобрания. Он напомнил, что за пару лет, пока создавался Закон об административной реформе, этот пункт о компенсациях обсуждался много, и у государства, как считает Лухалайд, не было иного выхода, кроме как пообещать щедрые подарки самоуправленческим руководителям: "Если их не перекупить в свою команду, тогда такая реформа невозможна никогда". Под этим словом "их" Лухалайд подразумевает и себя.
Воздержавшаяся от голосования оппозиция, представленная в 17-местном Нарва-Йыэсууском горсобрании скромными двумя мандатами, недовольна таким расходованием денег. Ее представитель Татьяна Пагаева полагает, что получаемые от государства средства можно было бы при желании пустить на оплату полезных дел: "Если было бы нормальное горсобрание, которое отстаивает интересы жителей города, а не единичных руководителей, тогда, может, и проголосовали бы против".
Однако тот же Лухалайд уверяет, что закон не предлагает других вариантов, как только выплачивать эту компенсацию, если бы даже члены собрания большинством проголосовали против. "Это тоже много обсуждалось, и это, опять же, конечно, несправедливо", - сказал он.
Реализованная в Нарва-Йыэсуу законная схема обогащения отнюдь не уникальна. О попираемом в Эстонии в процессе административной реформы чувстве общественной справедливости и даже о такой форме казнокрадства писал позавчера в Tartu Postimees исполнительный руководитель Свободной партии Мярт Меэсак, сам бывший председателем волостного собрания.
Вот фрагмент его мнения: "Это абсурд, что прошлый волостной старейшина, работавший в одном из объединившихся самоуправлений, получает компенсацию по увольнению, несмотря на то, что он тут же заступает на высокооплачиваемую должность председателя собрания в новом самоуправлении. Получается так, что какой-то деятель местного самоуправления сперва получает компенсацию в размере годовой зарплаты, 20 000-30 000 евро, а затем ежемесячно еще зарплату в размере 2000-3000 евро. То, что одну выплату называют зарплатой, а другую - компенсацией, это чистое плутовство, деньги все-равно поступают из кармана налогоплательщика, кажущегося бездонным".