Хуторянин: из-за Rail Baltica вновь будут раскапывать карьеры

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Карьер Тика
Карьер Тика Фото: Mihkel Maripuu

Из космоса (через приложение Google Earth) эмалированные ванны хуторянина Сулева Сейманна на хуторе Тика в Рапламаа кажутся маленьким белым пятном, которое как будто завлекает летательные аппараты представителей внеземных цивилизаций приземлиться на дне карьера.

“За долгое время здесь накопилось вещей”, - констатирует Сейманн. Но теперь хуторянину придется убрать свои ванны со склона карьера Тика, не дожидаясь исполнения пророчества тех, кто ищет следы инопланетного разума.

Ванны на берегу карьера.
Ванны на берегу карьера. Фото: Mihkel Maripuu

Помимо ванн, заржавевшего прицепа для трактора и прочего хлама, Сейманну придется подыскать новое место и для сотен тюков соломы, которыми он некогда стал выстилать дно карьера.

“Я уберу их прежде, чем здесь начнут копать, - обещает Сейманн. – Т.е. из-за этой Rail Baltica карьер теперь будут использовать».

На дне карьера скопились покрышки...
На дне карьера скопились покрышки... Фото: Mihkel Maripuu

В начале ноября Департамент шоссейных дорог сообщил, что предложит частным предпринимателям 13 щебневых карьеров по всей Эстонии, из которых государство уже вывезло более полезную часть для строительства местных дорог. Департамент использует сотню карьеров и в отношении этих 13 они должны были решить, раскапывать ли остатки или же сразу их рекультивировать.

...и другого мусора там тоже хватает.
...и другого мусора там тоже хватает. Фото: Mihkel Maripuu

“Ни один строитель Rail Baltica к нам не обращался», - опровергает распространенный миф ведущий инженер по карьерам Департамента шоссейных дорог Силья Яска. Естественно, строительные тендеры в рамках этого железнодорожного проекта начнут обнародовать лишь через некоторое время.

“Повышенный интерес к этим карьерам может возникать благодаря планируемому строительству Rail Baltica. Планировщики Rail Baltica спрашивали, достаточно ли, по нашему мнению, в Эстонии карьеров для строительства Rail Baltica», - сказала Яска.

Большинство до конца не вычерпанных карьеров, по мнению чиновников, содержащих достаточно материалов для экономического применения, находится на юго-востоке Эстонии, со стороны предпринимателей, занимающихся строительством дорог и продажей щебня, ожидается большой интерес. Департамент шоссейных дорог отправил предложение паре сотен предприятий.

Тюриская фирма по измельчению и просеиванию камня Geoforce положила глаз на один из предложенных Департаментом карьеров. На какой – фирма не разглашает. «Я детально ознакомлен с предложением Департамента по карьерам, и в каждом карьере найдется что-то, что можно раскопать, - поясняет глава Geoforce Аарне Рохтвеэ. – Процесс передачи частному бизнесу месторождений, которые Департаменту шоссейных дорог больше не нужны, правильный».

Поскольку Департамент отказался от этих карьеров, по мнению Рохтвеэ, с точки зрения местного дорожного строительства они не имеют большого значения и их использование зависит, прежде всего, от качества оставшегося материала.

“Исследования необходимы хотя бы по той причине, что геологические данные не показывают, можно ли использовать находящийся в карьере материал в строительстве с точки зрения свойств и качества, - сказал предприниматель. – Исследования могут обойтись в тысячи и даже десятки тысяч евро, это зависит от величины месторождения”.

Даже те во многом разработанные карьеры предприниматели берут в пользование на 10-15 лет, поэтому нельзя говорить о строительных объектах, связанных с конкретными карьерами. “Ради строительства какой-нибудь местной дороги к хлеву брать в пользование их не стоит. Следует учитывать, что согласно официальным нормам надежность снабжения должна составлять до 50 км, - пояснил Рохтвеэ. – Поскольку в Эстонии щебень можно найти почти везде, в действительности этот материал нерационально везти дальше, чем на 30 км, поскольку другие карьеры просто будут против».

Поскольку предлагаемые карьеры были заброшены много лет назад, например, в карьере Тика лицензию на добычу действовала в 2003 году, - далеко не везде появление экскаваторов, которые вскоре прибудут на место, будет воспринято столь философски, как это воспринимает животновод Сейманн.

“Единственное неудобство может быть связано с тем, что мои коровы ходят по той же дороге, по которой будут ездить машины, но мы с этим справимся, - сказал он. – Когда в этом карьере только раскапывали щебень, въезд в дом был намного ближе, чем сейчас, и мы как-то должны были жить. Теперь у людей больше права голоса, и предприниматели должны больше обращать внимания на окружающую среду и безопасность”.

В отличие от Тика, планы раскопок в волости Вильянди и Тамсалу могут вызвать противодействие.

“Если мы говорим о карьере Пирмасту, который преимущественно исчерпан и вместо которого осталось искусственное озеро, то это уже водоем и в данном случае желательно привести его в порядок и сделать там водохранилище, - заявил специалист по окружающей среде волости Вильянди Калле Аавик. – После того как запасы будут исчерпаны, будет необходимо привести испорченную раскопками землю в порядок”.

Уже давно не используется нерекультивированный карьер Карьяэрикюнка в деревне Пийзупе волости Таммсалу, владельцем которого является Министерство экономики, а доверенным представителем – Департамент шоссейных дорог.

Как сообщила волость, в Карьяэрикюнка можно добывать щебень, который можно было бы использовать в измельченном виде в строительных смесях и дорожных конструкциях. Однако в то же время участок частично перекрывается с природоохранной зоной Ласила.

“В прудах, оставшихся после разработки месторождения, образовался ареал обитания тритонов, - сказал специалист по охране окружающей среды Лембит Саарт.

“Если тот, кто проводил геологическое исследование или лицензию на добычу, считает, что карьер можно продолжать разрабатывать, с учетом всех ограничений, то можно копать дальше. Но если добычу не разрешат, карьер придется прилично рекультивировать в соответствии с проектом”.

Комментарий

Силья Яска

Ведущий инженер по карьерам Департамента шоссейных дорог

Речь идет о находящихся в ведомстве Департамента шоссейных дорог карьерах, пользующихся малым спросом, где лицензия на добычу уже истекла. Департамент шоссейных дорог прекратит там добычу, однако, поскольку в данных карьерах остатки еще не исчерпаны, мы предлагаем предприятиям возможность разработать карьеры до конца. Если такого интереса нет, карьеры будут приведены в порядок.

Департамент шоссейных дорог управляет примерно сотней участков недвижимости с горнопромышленным целевым назначением. Руководство Департамента и Министерства экономики и коммуникаций приняло решение, что Департамент как государственное учреждение в дальнейшем будет вести раскопки лишь в монопольных карьерах, в других карьерах Департамент предоставит право добычи частным предпринимателям. Департамент шоссейных дорог собрал данные об истекших лицензиях и в соответствии с планом действий для проведения геологических исследований были предложены 13 участков.

Составление ходатайства о лицензии на проведение геологического исследования занимает у предпринимателя максимум два месяца. Само по себе геологическое исследование и составление отчета длится максимум год. Лицензия на добычу выдается на срок до пяти лет.

Ее можно изменить, перерегистрировать и признать недействительной. Решение о выдаче лицензии на исследование выдается в течение года с момента получения ходатайства. Этот срок может быть продлен, если выяснятся обстоятельства, из-за которых в течение этого срока выдать лицензию нельзя. Так же с лицензией на добычу: решение принимается в течение года с момента поступления ходатайства, и Департамент окружающей среды может продлить этот срок.

Использовать принадлежащую государству недвижимость для геологического исследования можно бесплатно.

Получивший лицензию на исследование или добычу должен привести в порядок исследованную или раскопанную землю в течение времени, целесообразного с точки зрения технологий. Обязательство по приведению в порядок сохраняется и в том случае, если лицензия перестала действовать или была признана недействительной. Если исследование или раскопки недр на том же участке продолжаются на основании другой лицензии, обязательство по приведению в порядок переходит к владельцу новой лицензии.

Наверх