«На меньшую зарплату чиновник не согласился бы» (3)

Вячеслав Иванов
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Вячеслав Иванов.
Вячеслав Иванов. Фото: архив автора

А нужен ли вообще председатель Больничной кассы? Особенно с такой громадной зарплатой? О проблеме чиновничьих окладов рассуждает журналист Вячеслав Иванов.

Бесконечная прибалтийская осень, плавно перетекая в трудно отличимую от нее зиму, наряду с любимыми дождями, вожделенным мокрым снегом и бодрящим морским ветерком одаривает нас активным обсуждением животрепещущего вопроса о заработках госслужащих высшего звена.

Правда, подобные разговоры и раньше вспыхивали (а по всей вероятности, будут вспыхивать и впредь) с завидной периодичностью. Но все-таки до сих пор они носили скорее фрагментарный характер, да столь затяжными не были. Нынче же, похоже, всех достал тот беспредел, который разворачивается на глазах у почтеннейшей публики.

А депутаты что, не люди?!

На днях прошла информация о намерении депутатов Рийгикогу повысить зарплаты себе, уважаемым. Правда, подается это под вполне пристойным соусом. Конституционная комиссия парламента, приступая к обсуждению щекотливой темы, ссылается в первую очередь на то, что ставки высших госчиновников в Эстонии (а депутаты законодательного органа страны к таковым и относятся) привязаны к зарплате президента, которая составляет 5200 евро. Столько же получает премьер-министр и спикер парламента, министры – почти 4,5 тысячи, а судьи и депутаты Рийгикогу – от 3500 до 4000 евро.

Так вот, комментируя намерение парламентариев, председатель Конституционной комиссии Марко Померанц (IRL) подчеркнул, что «во времена экономического кризиса эти зарплаты были заморожены. И если в других сферах доход работников шел в ногу со временем, у высших госчиновников это было не так». Обидно, да?!

Спикер парламента Эйки Нестор (СДПЭ) счел необходимым развить мысль коллеги Померанца. По его словам, прозвучавшим в ходе обсуждения повестки дня комиссии, чиновники, которые в зарплатном рейтинге стоят выше, вопрос о зарплатах никогда не поднимали. Что, конечно, говорит об их благородстве! Зато «те, у кого меньший процент (от зарплаты президента – В.И.), уже годами обращали внимание на эту проблему. Связано это прежде всего с зарплатами судей».

Отсюда – логичный вывод: если уж мы заботимся о доходах судей, чем депутаты хуже?!

Окончательное решение пока не принято. Хотя опыт прежних лет показывает, что из нескольких плохих вариантов обычно выбирается самый плохой. Впрочем, это смотря с чьей колокольни...

Однако парламент – далеко не единственное учреждение, где зашел разговор о необходимости повысить зарплату сотрудникам. Местные самоуправления тоже не желают хлебать щи лаптем. Тартуское горсобрание на одном из первых заседаний решило целому ряду чиновников высшего звена увеличить месячные оклады в среднем на 25-30%. Так, мэр Тарту Урмас Клаас (Партия реформ) будет отныне получать 4500 евро плюс 700 за использование личного автомобиля в служебных целях (оклад прежнего городского головы был 3300 евро).

Обосновывая такой шаг, председатель горсобрания Ааду Муст высказался с подкупающей откровенностью: «Увидев, что небольшие волости обгоняют нас (в размерах зарплат – В.И.) со свистом, мы поневоле задумались о том, что нельзя недооценивать своих людей». Критерий более высокой зарплаты – не результаты труда чиновника, а примитивная зависть, которая тем горше, что какие-то там мелкие волости «обгоняют нас со свистом»...

Это сладкое слово «компромисс»

Хотя тема зарплат топ-менеджмента постоянно на слуху, сегодня она получила новый импульс и на несколько недель стала, что называется, первополосной. Старт забегу общественной экономической мысли был дан в начале октября, когда эстонские СМИ опубликовали новость об избрании Райна Лаане на пост председателя правления Больничной кассы. Поначалу этот факт мало кого заинтересовал: ну избрали себе – и избрали! Тем более что о конкурсе на замещение этой должности, освобождавшейся в конце сентября, стало известно еще в июле.

Однако через пару дней появилось сообщение о размерах оклада нового председателя – и многие эксперты встали на уши. Выяснилось, что господину Лаане положили «оклад денежного содержания» в размере 7800 евро в месяц. Плюс всякие там бонусы, «бензиновые» и прочие льготы. Плюс, как деликатно формулируется в сообщении о решении совета БК, «председателю правления к официальной зарплате добавляется плата за результативность, которая может достигать заработной платы за четыре месяца и которую могут выплачивать раз в год». А коли «может достигать» и «могут выплачивать», уж будьте спокойны – и достигнет, и выплатят. Как будет оцениваться результативность? Да не вопрос! Скажут – был результативен, и все.

Объясняя журналистам, откуда взялась сумма 7800 евро, Лаане признался: «Это был компромисс: я поумерил аппетиты, и где-то мы совпали». А изначально аппетит был еще больше...

В одном из первых интервью новый глава БК описывал свое видение методов решения главных проблем эстонского здравоохранения: нехватки финансирования и, как результат, длительных очередей к врачам-специалистам и на операции. При этом он подчеркнул, что главную задачу видит не в увеличении финансирования («денег у нас мало»), а в пропаганде здорового образа жизни. Тогда, мол, и болеть станут реже, и очередей будет меньше, и денег потребуется не так много.

Хотя вообще-то, исходя из названия, задача Больничной кассы – не бороться за всеобщую физкультуризацию населения, а оплачивать лекарства, консультации специалистов, операции, процедуры и так далее, и тому подобное.

А нужен ли мальчик-то?

Поскольку все эти откровения принадлежат «кризисному менеджеру», как его окрестили СМИ, за кризис нашего здравоохранения я спокоен: ему (кризису) ничто не угрожает. Почему-то при этом в памяти всплывает знаменитая фраза Марии-Антуанетты: «Крестьяне бунтуют, потому что у них нет хлеба? Пускай едят пирожные!»

Честно говоря, до недавнего времени я думал, что председатель правления БК – должность ответственная, так что и зарплата должны быть соответствующей. Но не до такой степени! Меня терзают смутные подозрения, что у премьер-министра степень сложности в управлении вверенным ему «хозяйством» и вытекающей отсюда ответственности – как минимум не меньше.

Объясняют, что Лаане прежде занимал должность в крупной корпорации Microsoft Eesti, где у него была очень высокая зарплата, и на меньшую не согласился бы. Такое объяснение лично меня просто веселит. Ну правда ведь, смешно!..

Я ничего не имею против того, что в бизнесе доходы топ-менеджеров высоки. Владельцы компаний нацелены на производство продукции, пользующейся спросом, получение дохода от ее реализации, и из этого дохода платят своим сотрудникам – в соответствии с их вкладом в получение прибыли. В этом смысле, кстати, вполне оправданы большие зарплаты в концерне Eesti Energia, который, как и Больничная касса, является государственной собственностью. В отличие от БК, он производит электрическую и тепловую энергию, продает ее и так далее.

Но эстонское государство – не частная корпорация, а Больничная касса – целиком бюджетная организация, которая ничего не производит, а только тратит деньги из госказны. Наши с вами деньги. Так что здесь я считаю их отнюдь не в чужом кармане.

На мой взгляд, лучше всего суть проблемы сформулировал в интервью порталу Baltnews Эстония работник таллиннской станции скорой помощи Марек Рейноль: «Мне кажется позорной ситуация, когда, скажем, Детская больница путем собирательства через SMS и пожертвования ищет средства на приобретение необходимого оборудования или на лечение ребенка, а руководитель Больничной кассы получает почти сто тысяч в год».

Как мы выяснили, даже больше, чем сто тысяч... А к ситуации с Детской больницей надо прибавить участившиеся в последнее время случаи, когда больные раком или другими тяжкими недугами, не получая поддержки от БК, вынуждены обращаться к обществу буквально с протянутой рукой. Как это происходит сейчас с политическим обозревателем и членом совета ERR Аагу Уудилеппом, а также с менее известными, но от этого не менее достойными помощи жителями Эстонии. Благо, не перевелись еще добрые люди – жертвуют, кто сколько может.

Так вот у меня в этой связи крамольная мысль: а нужен ли вообще председатель Больничной кассы? Известный экстравагантными высказываниями депутат Игорь Грязин считает, что Эстонии не нужен президент. Его мнение разделяют многие. Так скажите на милость: неужели Больничная касса – более сложный и более значимый общественно-политический институт, чем эстонское государство?

В конце концов, обеспечение нормальной работы Больничной кассы входит в круг обязанностей министра здоровья и труда. Хорошо, добавьте ему «за вредность» пару тысяч к окладу – в выигрыше все равно окажутся все. Кроме Райна Лаане, конечно.

Комментарии (3)
Copy
Наверх