Создать новую партию у нас просто, говорит политолог Рейн Тоомла, а вот создать новую популярную партию – вряд ли.
Политолог: чем больше у партии амбиций, тем скорее придет ее смерть
Конечно, создать новую партию довольно просто, для этого особо напрягаться не нужно. Но если партия хочет стать большой и завоевать хотя бы десяток мест в парламенте, ей придется туго. В этом случае конкурировать нужно будет с существующими партиями – и предлагать что-то не обязательно радикальное, но все-таки отличное от идеологии этих партий. И решать новая партия должна не одну общественную проблему, а целый комплекс проблем.
Грубо говоря, инициатива пенсионеров поднять эстонские пенсии, – это хорошо, но этого недостаточно. Придется изобретать новый подход к налоговой политике, внешней политике, госбюджету, обороне и многим другим сферам. Это сделать сложно, сейчас я свободного пространства в политике Эстонии не вижу.
Место может освободиться, если одна из существующих партий либо распадется, либо прекратит свою деятельность по иным причинам. Сейчас часто говорят о слабой позиции IRL, но сама партия так не считает – и она явно дотянет по крайней мере до следующих выборов, хотя прежние высоты, видимо, не займет. Так или иначе, место было бы для партий, которые сказали бы, что они – настоящие либералы, или настоящие консерваторы, или настоящие социал-демократы, в отличие от тех, кто так себя называет. Увы, крупные идеологии у нас все есть.
За одним исключением: коммунизм. В Западной Европе коммунисты все-таки имеются, хотя, понятно, они не такие, какими были сто лет назад. Однако сегодняшнее эстонское общество коммунистическую идеологию явно не примет – ни национализации, ни всего прочего.
Однако, повторю, мелкие новые партии возможны вполне – без особых амбиций: сколько наберем голосов на выборах, столько и наберем. Новой Res Publica не будет. Эта партия подала обществу мощный сигнал, когда перестала существовать как самостоятельная единица. Большие амбиции ведут к скорому распаду.