Магистрант высшей школы предпринимательства Mainor Ольга Рогова провела на таллиннских предприятиях исследование, показавшее, что 25 процентов респондентов не готовы нанимать людей со сниженной трудоспособностью.
Исследование: четверть фирм не готовы нанимать людей с особыми потребностями
Исследование показало, что 25 процентов предпринимателей при выборе из равных кандидатов отдали бы предпочтение человеку с полной трудоспособностью. 57 процентов предпринимателей при принятии решения опирались бы на другие критерии, а у 17 процентов не было мнения по этому вопросу. Всего один процент отдал бы предпочтение человеку со сниженной трудоспособностью.
По словам Роговой, исследование показывает, что предприниматели часто четко различают людей с разной степенью трудоспособности и что люди со сниженной трудоспособностью находятся на рынке труда в худшем положении. «Это не принципиальная недоброжелательность, более 90 процентов респондентов считает, что люди со сниженной трудоспособностью должны быть вовлечены в жизнь социума и обладать лучшими возможностями в плане работы. В то же время, здесь присутствуют двойные стандарты, поскольку сами они не готовы нанимать таких людей», - сказала Рогова.
«Наем людей с особыми потребностями поощряет ряд государственных льгот, но предприниматели об этом не осведомлены», - добавила Рогова.
39 процентов респондентов не знали, что государство частично компенсирует социальный налог за работника со сниженной трудоспособностью. 64 процента не слышали о государственной дотации на адаптацию рабочих помещений или оборудования, а также дотации на дополнительное обучение. 68 процентов не знали о существовании услуги опорного лица для работника.
«Сам человек с особыми потребностями или сниженной трудоспособностью также может многое сделать для получения работы. Так, многие респонденты сказали, что высокая мотивация и компетентность кандидата стимулировали бы их нанять человека со сниженной трудоспособностью», - добавила Рогова.
По ее словам, найму людей со сниженной трудоспособностью способствовали бы упрощение системы государственных компенсаций и повышение информированности о вариантах поддержки, а также характере сниженной трудоспособности и особых потребностей.
«Сниженная трудоспособность или особые потребности не означает, что человек не может работать. Это может означать, что человеку не подходит работа определенного типа, но у него могут быть очень хорошие навыки для выполнения другой работы, которые работодатель и ищет. Человек не равен своим особым потребностям, всегда нужно уметь видеть самого человека и его навыки», - сказала Рогова.
В исследовании приняли участие 95 действующих в бизнес-городке Ülemiste City предприятий.
По состоянию на январь 2016 года в Эстонии было 97 457 пенсионеров по нетрудоспособности в возрасте от 16 лет до пенсионного. 48,7 процента пенсионеров по нетрудоспособности работают. Согласно проведенному Министерством социальных дел в 2016 году исследованию, 56 процентов неработающих пенсионеров по нетрудоспособности хотели бы заниматься оплачиваемой работой.