Если Германия не справится с политическими проблемами, Европе грозит погружение в длительный кризис с печальными социальными, экономическими и политическими последствиями, не говоря о том, что через несколько лет мы все будем водить китайские электромобили, а о немецком автомобилестроении можно будет забыть, пишет эксперт Джеффри Сакс.
Новый длительный кризис в Европе – уже на пороге?
НЬЮ-ЙОРК – Друзья Германии и Европы во всем мире вздохнули с облегчением, узнав о готовности христианских демократов и социал-демократов ФРГ обсудить возобновление большой правительственной коалиции. Миру нужна сильная и прогрессивная Германии в динамичном ЕС. Это возможно благодаря новой большой коалиции, которой предстоит работать вместе с правительством президента Франции Эммануэля Макрона.
Первоначальное решение Социал-демократической партии (СДП) уйти в оппозицию после скверных итогов сентябрьских выборов было, наверное, искренним, а стратегически даже и разумным. Но это было решение, принятое невовремя. Почти во всем мире политика дала трещину.
США приходится иметь дело с психологически нестабильным президентом, кабинетом плутократов и республиканским большинством в Конгрессе. Европа мучается множеством кризисов – экономическим, социальным, политическим и институциональным. Китай, наоборот, динамичен и обращен вовне, что дает ЕС отличный повод взять на себя роль энергичного лидера и установить конструктивное партнерство с Китаем в ключевых инициативах (таких как, например, создание устойчивой инфраструктуры в Евразии).
Иными словами, сейчас критически важный момент, когда Германия и Европа должны обеспечить четкое видение будущего, стабильность и глобальное лидерство. И эта задача ложится на плечи Христианско-демократического союза (ХСС) канцлера Ангелы Меркель, братской партии ХСС в Баварии Христианско-социалистический союз (ХСС) – и, наконец, СПД.
Но ХДС/ХСС и СПД не могут ограничиться простым продлением полномочий предыдущего правительства, которое отличалось слишком узкими, местническими взглядами и темпераментом. Мир и Европа нуждаются в Германии, занимающей активную международную позицию и предлагающей больше институциональных и финансовых инноваций, которые позволят Европе по-настоящему действовать на равных с США и Китаем в глобальной политике. Я говорю это как человек, который твердо верит в новаторские государственные подходы и приверженность Европы делу устойчивого развития, а это главное требование нашего времени.
Социально инклюзивный и экологически устойчивый экономический рост – европейская идея, которая была глобально поддержана ООН в «Программе 2030» с ее семнадцатью целями устойчивого развития, а также в Парижском климатическом соглашении 2015 года. Такие глобальные программы стали возможны именно благодаря опыту социал-демократии и христианской демократии. Но сейчас, когда повестка ЕС одобрена всем миром, особенно важным становится лидерство Европы в ее выполнении.
Большое коалиционное правительство в Германии должно помочь вывести Европу на лидерские позиции. Президент Макрон выдвинул несколько важных идей: учреждение поста министра финансов ЕС; выпуск еврооблигаций для финансирования новых европейских инвестиционных программ; акцент на инновациях; введение налога на финансовые транзакции для финансирования возросшей помощи Африке – Европа стратегически заинтересована в ее долгосрочном развитии; наконец, проведение общей налоговой гармонизации до того, как США начнут глобальное соревнование по снижению налогов для корпораций и богачей.
Вопреки мнению немцев, которые выступают против появления министра финансов ЕС и еврооблигаций, то и другое не должно стать и не станет причиной расточительной бюджетной политики. Напротив, «зеленый», инвестиционный экономический рост в Европе оживится. Китай выступил с инициативой «Один пояс и один путь», которая предполагает строительство зеленой инфраструктуры, связывающей страны Юго-Восточной и Центральной Азии с Европой. Пора Европе выступить со столь же смелой концепцией и создать с Китаем партнерство с целью обновления инфраструктуры в Евразии для перехода к низкоуглеродному будущему.
Если Европа хорошо разыграет карты, в рамках подобной программы европейское (и китайское) научное и техническое превосходство будет повышаться. Если нет, в будущем мы все будем водить китайские электромобили на китайских солнечных батареях, а немецкая автомобильная индустрия превратится в историческое воспоминание.
Кроме того, министр финансов ЕС наконец-то положит конец агонии, до которой Европа сама себя довела после финансового кризиса 2008 года. Трудно поверить, но греческий кризис продолжается до сих пор, уже десять лет, причем его масштабы сопоставимы с Великой депрессией.
Все это потому, что Европа не может, а Германия не хочет расчищать финансовые авгиевы конюшни (речь идет и о неподъемных долгах Греции) справедливым и дальновидным образом – по аналогии с Лондонским соглашением 1953 года о внешнем долге Германии, о котором друзья Германии неоднократно напоминали. Если Германия не поможет справиться с этими проблемами, Европе грозит погружение в длительный кризис с печальными социальными, экономическими и политическими последствиями.
Через три недели Макрон соберет мировых лидеров в Париже отметить вторую годовщину климатического соглашения. Франции, конечно, надо поклониться, но и Германии тоже. Во время председательства Германии в Большой двадцатке Меркель добилась подтверждения приверженности Парижскому соглашению 19 из 20 стран G20, несмотря на постыдные попытки президента Трампа развалить этот договор.
Да, коррупция в американской политике – в первую очередь это финансирование избирательных кампаний нефтегазовой отраслью – поставила под угрозу мировой консенсус в вопросе изменения климата. Однако Германия заняла твердую позицию. Новая коалиция должна гарантировать, что в рамках «Энергетического поворота» (Energiewende) к 2020 году будут выполнены цели, поставленные предыдущими правительствами. Это выполнимые и важные обязательства, которые не должны стать разменной монетой на переговорах о коалиции.
Работая с Францией и остальной Европой, коалиция ХДС/ХСС и СПД может и должна делать больше для борьбы с глобальным потеплением. Самое важное: Европе нужен всеобъемлющий энергетический план полного отказа от ископаемого топлива к 2050 году. Для этого потребуются «умные» энергетические сети с нулевыми выбросами углекислого газа, протянувшиеся по всему континенту и подключенные к источникам ветряной и солнечной энергии и на юге Европе, и в Северной Африке, и к востоку от Средиземного моря. Опять же, именно евробонды, «зеленое» партнерство с Китаем и единство внутри Европы помогут добиться успехов на этом направлении.
Кроме того, коалиция в Германии сделает возможным проведение новой европейской внешней политики, которая будет способствовать миру и устойчивому развитию с опорой на новые механизмы безопасности, не так сильно зависящие от США. Европа, став магнитом для сотен миллионов потенциальных экономических мигрантов, может, должна и, я уверен, вернет контроль над границами, что позволит усилить необходимые ограничения миграции и применить их на практике.
Политические условия создания новой большой правительственной коалиции, кажется, ясны. СПД должна возглавить министерства, отвечающие за экономическую и финансовую политику, а ХДС/ХСС получит пост канцлера. Это будет настоящая коалиция; она не похоронит СПД политически и не лишит ее возможности реализации программы подлинно «зеленого», инклюзивного, общеевропейского, устойчивого развития.
Благодаря руководству Меркель и лидера СПД Мартина Шульца власть в Германии попадет в ответственные и опытные руки. Друзья и поклонники Германии, а также все сторонники устойчивого глобального развития надеются на этот прорыв.
Джеффри Сакс – профессор (дисциплины «Устойчивое развитие» и «Политика и управление в сфере здравоохранения»), директор Центра устойчивого развития в Колумбийском университете; директор Научной сети ООН по поиску решений для устойчивого развития.
Copyright: Project Syndicate, 2017.
www.project-syndicate.org