Откровения Эвелин Ильвес в Naisteleht о том, как у бывшего президента Эстонии Тоомаса Хендрика Ильвеса подозревали рак, спровоцировало вопросы общественности: насколько этично обнародовать деликатные данные о здоровье? Рассказы о состоянии здоровья другого человека вполне могут вступить в противоречие с законом, пишет Postimees.
Откровения Эвелин Ильвес могут противоречить закону (2)
Эвелин Ильвес пишет в своей колонке в Naisteleht о том, как у - тогда еще президента и ее мужа - Тоомаса Хендрика Ильвеса подозревали рак легких. «Хотя врач хотел как лучше — в любом случае предупредить, что необходимо более основательное обследование — на мгновение наш мир рухнул. Перед глазами стояла медленная смерть из-за удушья и ребенок в слезах перед покрытым триколором крестом...»
По словам пресс-секретаря Инспекции по защите данных Майре Инно, у них довольно часто спрашивают совета, когда и в какой мере можно обнародовать информацию по поводу другого человека в медиапространстве.
«Первое правило — перед написанием следует всегда спросить самого человека, что он об этом думает, и касающуюся его информацию можно использовать в одном или другом контексте», - говорит Инно. Если человек сам разрешает писать и обнародовать в СМИ информацию о себе, закон этого не запрещает.
По словам Инно, в журналистских целях личные данные можно публиковать в СМИ, если это в интересах общественности, соответствует принципам журналистской этики и не наносит вреда чьим-либо правам.
«Все эти условия должны быть соблюдены, и журналисту следует в каждом конкретном случае взвесить наличие общественного интереса», - утверждает она. Кроме того, каждый раз необходимо оценить, является ли раскрытие персональных данных неизбежным или возможно достигнуть журналистской цели без этого. Если все эти аспекты были продуманы до публикации статьи и соответствуют условиям, публикация личных данных разрешена.
По словам представителя Инспекции по защите данных, близкие пациентов всегда должны считаться прежде всего с интересами самих пациентов и следовать действующим принципам защиты данных в медиапространстве.
«Если этим условиям не следуют, у человека есть право требовать удалить его данные как в первоисточнике, так и в других медиаканалах», - объясняет она. Также пациенты, защищая свои права, могут обращаться в Совет по прессе или в суд.
В определенных случаях вмешивается и Инспекция по защите данных. «Прежде всего - в тех случаях, когда ситуация требует быстрых действий; когда человек находится в беспомощном состоянии и не может за себя постоять; когда речь идет о повторных, тяжких или касающихся большого количества людей инцидентах», - говорит Инно. Инспекция не может потребовать компенсации ущерба, для этого надо обращаться в суд.
Публикацию личных данных, в том числе деликатных - например, о состоянии здоровья, регулирует Закон о защите личных данных. «Дать оценку конкретной статье мы не может без объяснений сторон», - сказала Инно.