Безумие короля Дональда: Трамп страдает слабоумием?

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Дональд Трамп.
Дональд Трамп. Фото: JONATHAN ERNST/Reuters

Колумнист Project Syndicate Элизабет Дрю уверена, что диагноз Трампа - «психическое состояние, при котором людям свойственны раздутое чувство своей значимости, глубокая необходимость в преувеличенном внимании и поклонении, проблемы в отношениях и отсутствие эмпатии к другим... За маской невероятной уверенности в себе прячется низкая самооценка и уязвимость к малейшей критике».

ВАШИНГТОН – В американской столице многие сейчас близки к панике. В последние дни президент Дональд Трамп ведет себя еще более странно, чем обычно, а политики и граждане задаются вопросом, о котором, впрочем, редко говорят: что можно сделать с этим человеком? Могут ли США позволить себе дожидаться момента, когда специальный прокурор Роберт Мюллер завершит расследование (вообразим, что он обнаружит: президент хоть в чем-нибудь да виновен)? Ведь так может пройти много времени.

Фактор времени становится всё важнее на фоне возрастающей угрозы того, что США намеренно или случайно вступят в войну с Северной Кореей. Эта угроза наряду со все более странным поведением Трампа сделала Вашингтон столь напряженным, каким я его никогда не видела, а я видела его даже в мрачные дни Уотергейтского скандала. Если говорить прямо, беспокойство вызывает перспектива, что психически больной президент может втянуть США в ядерную войну.

За одну только прошлую неделю появилось множество доказательств нестабильности Трампа. В Овальном кабинете во время церемонии в честь американских героев Второй мировой он оскорбил их расистским комментарием. Он развязал беспрецедентный и совершенно ненужный конфликт с премьер-министром Великобритании – страны, которая считается ближайшим союзником Америки, – когда сделал ретвит антимусульманских публикаций британской неофашистской группировки. Пытаясь заручиться голосом сенатора-демократа Элизабет Уоррен в пользу подвисшего законопроекта о снижении налогов, он съездил в ее штат, где начал делиться ложными фактами ее биографии (впрочем, законопроект насколько сильно перекошен в пользу одного процента самых богатых американцев, что за него не стал голосовать ни один сенатор-демократ). А еще Трампа продолжает дразнить северокорейского лидера Ким Чен Ына, который выглядит столь же нестабильным человеком.

Тем временем, сразу две газеты, Washington Post и The New York Times, опубликовали статьи с вызывающими беспокойство рассказами о поведении президента в частной жизни. Как сообщается, Трамп заявлял близким людям, что считает печально знаменитую запись программы Access Hollywood, где он шутит о том, как хватал женщин за гениталии, фальшивкой – несмотря на то, что сам Трамп признавал аутентичность записи и даже принес извинения после того, как Post опубликовала ее в последние недели президентской избирательной кампании.

Кроме того, Трамп вспомнил свои лживые утверждения, будто Барак Обама родился не в США. С этих обвинений началась его политическая карьера, однако под давлением советников он отказался от них накануне выборов. В одном из своих твитов он заявил, что отверг предложение журнала Time объявить его «человеком года», поскольку это решение не было окончательным. (Трамп верит в важность появления своего лица на обложке Time). Однако официальный представитель журнала заявил, что ничего подобного в реальности не было.

Тот факт, что Трамп выглядит человеком с психическим расстройством или даже расстройствами, создает дилемму для психиатров, политиков и журналистов. У Американской психиатрической ассоциации есть правило: ее члены не могут ставить диагноз людям, которых они лично не обследовали. Но в ситуации, которую некоторые психиатры воспринимают как чрезвычайную для страны, многие решили нарушить это правило и обнародовали – письменно или устно – личную оценку психического состояния Трампа.

Согласно наиболее распространенному мнению, Трамп страдает от нарциссического расстройства личности, что намного серьезнее, чем просто быть самовлюбленным нарциссом. По данным медицинского центра Mayo Clinic, данное расстройство – «психическое состояние, при котором людям свойственны раздутое чувство своей значимости, глубокая необходимость в преувеличенном внимании и поклонении, проблемы в отношениях и отсутствие эмпатии к другим... За маской невероятной уверенности в себе прячется низкая самооценка и уязвимость к малейшей критике».

Данное определение очень точно описывает качества, которые Трамп регулярно демонстрирует. Иного мнения придерживаются профессиональные медики, анализировавшие речь Трамп в различных интервью конца 1980-х и то, как он говорит сейчас: словарный запас сильно сократился, а связность речи заметно уменьшилась. Не исключено, что президент страдает от начинающегося слабоумия. Уважаемый в кругах медиков сайт UpToDate пишет, что в числе симптомов слабоумия – возбужденность, агрессивность, маниакальность, галлюцинации, апатия и потеря тормозов.

Многие конгрессмены-республиканцы глубоко обеспокоены вопросом, насколько Трамп способен справиться с президентской властью – ведь это невероятно ответственная работа. Рассказывают, что госсекретарь Рекс Тиллерсон, которого, по слухам, скоро заменят, назвал Трампа «дебилом».

Повышение эксцентричности Трампа в последние дни объясняют его растущим беспокойством из-за расследования Мюллером возможного сговора Трампа и его предвыборного штаба с Россией: Кремль пытался манипулировать предвыборной гонкой 2016 года в пользу Трампа. Данное расследование может завершиться предъявлением обвинений в сговоре. (Трамп, похоже, единственная значимая фигура в Вашингтоне, не признающая факт вмешательства России в выборы). Между прочим, возрастающая странность в его поведении началась даже того, как 1 декабря появилась новость о том, что первый советник Трампа по национальной безопасности и его близкий помощник в период выборов, генерал в отставке Майкл Флинн признал себя виновным в том, что лгал ФБР, в обмен на сотрудничество со следствием.

Это исключительно важное событие: Флинн – наиболее высокопоставленный бывший чиновник, которого Мюллеру удалось «разговорить». Более того, щедрость сделки с обвиняемым позволяет сделать вывод, что Флинн готов назвать более высокие, чем он сам, фигуры в предвыборном штабе и Белом доме.

Таких людей немного. Уже появились небеспричинные гипотезы о том, что Флинн покажет пальцем на зятя и старшего советника Трампа – Джареда Кушнера. Впрочем, Трамп уже пытался, и неоднократно, оградить Флинна от внимания следователей, и это – мощный сигнал: Флинн знает нечто такое, что Трампу отчаянно хочется скрыть от следователей. Мы можем узнать, что же это, довольно скоро.

А пока что американцы и весь мир нервно ждут реакции Трампа на этот новейший и очень плохой для него поворот событий.

Элизабет Дрю – регулярный автор журнала The New York Review of Books, автор книги «Вашингтонский журнал: репортажи о Уотергейте и падение Ричарда Никсона».

Copyright: Project Syndicate, 2017.

www.project-syndicate.org

Наверх