Получающие метадоновое лечение в Таллинне, Йыхви и Нарве зависимые от фентонила опечалены тем, что наркорынок пересох. И хотя очереди на лечение в некоторых местах уже есть, не верится, что они вдруг стремительно вырастут. Также не верится, что фентанил исчез навсегда.
Наркоманы: ничего сейчас не достать
«Говорят, что в городе нет фентанила. Беги и ищи, а вместо него продают всевозможный сахар», - передала жалобы клиентов медсестра Хельги Куло, обеспечивающая метадоновое лечение в центре здоровья «Elulootus», расположенном на Палдиском шоссе в Талинне, жалобы своих клиентов. Все это начали слышать где-то пару недель назад.
«Как говорят клиенты, ничего невозможно достать уже около месяца», - сказала и исполнительный директор MTÜ Convictus, организующего работу пунктов по обмену шприцев в Таллинне, Инна Фарбер.
То же самое говорят и фентонилозависимые в ида-вирумааских Йыхви и Нарве. «Сейчас в городе вообще нет никаких наркотиков. Все закончилось, больше нет никакого движения», - подтвердила социальный работник Corrigo OÜ, предлагающего методоновое лечение в Йыхви, Хельо Теллинг.
Это не означает, что пункты по обмену шприцев можно будет закрыть. «Рядом с нами меняют шприцы, они приходят. То есть что-то все же употребляют», - отметила Фрабер и добавила, что часть наркоманов умышленно решила не употреблять вещества, которые можно достать сейчас. «Я знаю людей, которые уезжают из Таллинна в реабилитационные центры потому, что нечего употреблять».
О том, что наркоманы что-то употребляют, говорят пробы мочи тех, кто приходит на метадоновое лечение. В прошлом году Институт развития здоровья впервые снабдил лечебные центры карфентаниловыми тестами. Это новый синтетический наркотик, пришедший на эстонский рынок в прошлом году, который может в десятки раз превышать крепость распространенного у нас фентанила.
Находящихся на метадоновом лечении зависимых тестируют постоянно, чтобы отсеять тех, кто одновременно употребляет и фентанил, и предназначенный для освобождения от зависимости метадон. В теории, находящийся на лечении зависимый должен использовать только метадон – синтетический препарат, который снижает зависимость. Количество метадона постепенно снижают. А на практике многие потребляют метадон вместе с другими наркотиками.
В центре здоровья «Elulootus» в течение месяца сделали около 70 карфентаниловых тестов, 26 из которых были позитивными. «Сегодня были два позитивных карфентаниловых теста, у одного нашли фентанил, у одного – коноплю и еще у одного – амфетамин, - сказала в прошлый четверг Куло, которая к середине дня провела тест у 14 наркозависимых. – Кто-то знает, что употребляет карфентанил, но некоторые и не знают».
Карфентаниловые тесты в Нарве и в Йыхви до сих пор все были негативными.
«Такого, чтобы в стране исчезли все наркотики, – при всем уважении к полиции – не будет, - сказала руководитель отдела профилактики инфекционных заболеваний и наркомании Института развития здоровья Алена Курбатова. – Если на рынке есть спрос, то откуда-то появляются и новые дилеры».
Это, по ее словам, подтверждает и появившийся на рынке более крепкий карфентанил, которого наркоманы все же побаиваются.
По словам инициатора метадонового лечения Нелли Каликовой, ясно, что новый наркотик закрепился на рынке: «Людям продают карфентанил вместо фентанила и это очень опасно, поскольку карфентанил во много раз крепче».
По заверению Каликовой, раньше история показывала, что если один наркотик становится труднодоступным, то вместо него появляется новый, еще более тяжелый.
«Я считаю, что теперь армию наркоманов пытаются пересадить на карфентанил. На рынке что-то происходит, но что точно, это мы увидим, - сказала она. – Каждый раз новый наркотик приносил с собой волну наркосмертей, поскольку его не умеют дозировать».
По словам Курбатовой, данные уже теперь подтверждают рост количества смертей от карфентанила.
И Каликова не верит, что фентанил действительно полностью исчез из Эстонии: в противном случае у метадоновых пунктов выросли бы огромные очереди. По ее словам, государство не готово к тому, что все потребляющие придут на лечение, поскольку у него просто нет мест.
В центре «Elulootus» уже сейчас очередь голов на 20 из желающих получить метадоновое лечение. Государство финансирует там лечение 170 наркоманов.
«Мы написали заявление, чтобы получить еще десять мест, поскольку если есть очередь, то люди пропадают», - сказала Куло.
Людей, которые освобождаются от фентаниловой зависимости, очень мало. Место освобождается, когда кто-то из них умирает или попадает в тюрьму.
Каликова сказала, что государство оплачивает заместительное лечение примерно тысячи наркоманов, но, по ее оценке, лечение должны получать минимум 4000 человек.
По словам Курбатовой, количество пришедших на лечение, конечно, может увеличиться, но во взрыв она не верит. К этому государство никак не может быть готовым, отметила она.
И руководителю центра психиатрии Ляэне-Таллиннской центральной больницы Андресу Лехтметсу сложно поверить, что фентанил пропал с рынка. В его больнице метадоновое лечение получают около 15 человек.
Сейчас места там есть, но если сразу придут 10-15 человек, то, по словам Лехтметса, придется сдаться: «Конечно, мы не готовы к тому, что они начнут приходить сотнями, но они и не придут».
В этой больнице уже сейчас не берут всех желающих получить замещающее лечение: желание людей освободиться от зависимости должно быть явным. «Метадоново-заместительное лечение – это не система социальной помощи, при которой, если я сегодня не получил дозу фентанила, то пойду и попрошу метадон. Оно предназначено для людей, которые хотят освободиться от зависимости».
Если произошло чудо и Эстония действительно освободилась от фентанила, зависимым, по его словам, нужно все же помогать. Но как именно, неясно.
Сейчас не могут предложить программную реабилитационную услугу: «Нужно признать, что руки у нас коротки, и многие, конечно, после некоторого отучивания снова начнут употреблять», - добавил Лехтметс.