Тихая гавань Сил обороны: "Падающих в обморок юных призывников откачиваем" (1)

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.

Остановка «Минная гавань», пожалуй, мало у кого будет ассоциироваться с чем-то милым и безопасным. А многие, уверена, и не знают, что в Таллинне вообще есть такое место.

Найти его довольно легко — оно из красных кирпичей, построено было ещё в петровское время, поэтому достаточно выделяется на фоне других строений. Спускаешься по (скользкой) дороге немного вниз, практически врезаясь в указатели: «видеонаблюдение», «съемка запрещена». И уже через метров двести блестит массивный турникет, проход через который - только после сигнала. Голос из рупора произносит, что мне надо отдать удостоверяющий личность документ и сообщить о цели визита. Меня встречает офицер Карл Баумейстер, который предупреждает, что без сопровождения я не смогу сделать ни шагу по территории Сил обороны.

«Сюда простой смертный так просто не попадёт»,- ухмыляется старший матрос, сразу предупреждая, что фотографировать тоже будет можно только с разрешения вышестоящих лиц. С заинтересованностью и волнением озираются и подростки из Ида-Вирумаа. Учеников Нарвской Кренгольмской гимназии сюда привезли на экскурсию. Помимо экскурсий и ряда открытых мероприятий, в Минную гавань простых граждан нашей страны не пускают.

Стол, стул и Библия

«Вы наверное ещё о службе в армии не задумывались, но ничего, ребята, призыв будет. Советую вам, конечно, сначала получить какое-то образование, потому что многим призывникам в армии нравится, и после службы они остаются уже здесь работать, - рассказывает офицер Караульного батальона Денис Петров, - Президентское дежурство — задача не из лёгких. Дежурство длится 8 часов.

Самое, наверное, трудное в работе - это справляться с детьми, которые гуляют или идут на экскурсию в Кадриорг и начинают бросать в тебя камушки, потому что хотят проверить, настоящий ты или нет».

Ученики на мое удивление огорошивают военного вопросами о том, что делать с пьяными "гостями" и как выстоять всю службу. "Я вам так скажу, - улыбаясь, отвечает Денис Петров, - на службе бывает всякое, все же мы люди. С нетрезвыми пытаемся объясниться словесно, падающих в обморок юных призывников "откачиваем", а вообще, чтоб вы знали... ружьё у караульных всегда заряжено". 

Явно самый активный из учеников Кренгольмской гимназии Максим успевает задать ещё с десяток вопросов по ходу рассказа офицера. "А что делают с теми срочниками, которые не слушаются?" - спрашивает он. 

"Для новобранцев, которые никак не хотят мириться с приказами у нас есть разные наказания в виде исправительных работ. Самое, пожалуй, неприятное для новичков - карцер. В нем есть только стол, стул и Библия", - поясняет офицер.

"А почему именно Библия? Вдруг человек - мусульманин?"

"В Библии есть ответы, наверное, поэтому. Мусульман за всю мою службу у нас не было. Бывали у нас на службе и люди с тёмным цветом кожи, но от чтения Библии и они не отказывались".

Море волнуется раз

Через узкие коридоры с белыми стенами и высокими лестницами нас проводят к водолазам. В их помещении холодно и сыро. Оно напоминает гараж, который не закрывается. Вся комната буквально опоясана холщевыми веревками, крепежами, крюками. В ней очень много предметов, назвать которые, кажется, смог бы только специалист. Один из таких и знакомит ребят с обмундированием водолазов, обращая внимание на то, что служить сюда возьмут только людей с очень большой выдержкой и хорошей физической подготовкой. Говорят, "нормативы у водолазов почти олимпийские". 

Как только всегда требующий к себе внимания Максим примеряет на себя 50-киллограмовый водолазный костюм и позволяет себя сфотографировать, нас с учениками уже торопят на суда, с помощью которых обезвреживают мины. 

Глядя на невероятных размеров военные корабли и на наше море цвета асфальта, мне сразу захотелось заснять это, но старший матрос Баумейстер снова даёт мне знак, что снимать нельзя: "По причинам безопасности, и ещё по ряду причин - не скажу каких, нам здесь можно фотографировать. Но только в определённых местах. Целые корабли снимать невозможно. Сделаешь кадр, тебя заметят по камере и в лучшем случае попросят его удалить". Я вежливо соглашаюсь. 

Снежинки колюче ударяются о лицо, у кромки моря поднимается ветер. Нас встречает мореплаватель и "обезвреживатель" мин Денис Леэдэ, который в спешке водит нас по кораблю и объясняет: "Во время Второй мировой войны в Балтийское море было сброшено порядка 50 000 мин, и теперь наша задача - их находить и обезвреживать. Этим мы здесь и занимаемся изо дня в день". Дети, ещё недолго выжидающе, выслушивают его, интересуясь, "сколько же может стоить такая громадина?". На что Леэдэ, опустив глаза, отвечает: "Как и вся военная техника, это всё очень дорого". За неимением времени, нас выпроваживают с военных кораблей. Дальше учеников ждёт лекция о государственной обороне, а меня - дорога домой.

Баумейстер вежливо выпроваживает меня в сторону всё ещё неподвижно стоящего турникета. По гололёду я медленно поднимаюсь к автобусной остановке. Позади меня за колючей проволокой и высоким забором в тишине своего величия стоят, сливаясь с морем, серые судна. Пейзаж безопасности и спокойствия размывает только форма изредка появляющихся новобранцев. Там, за этими ограждениями, видимо, проходит очередное учение.  

К сведению

  • Эстонские Военно-морские силы (ВМС) несут ответственность за все морские операции в территориальных водах Эстонии. 
  • Основными функциями военно-морских сил являются подготовка и организация защиты территориальных вод и береговой линии, обеспечение безопасности морского судоходства, связи и морских перевозок в территориальных водах и сотрудничество, совместно с ВМС НАТО и другими дружественными странами.
  • В случае возникновения кризисной ситуации, флот должен быть готов защищать море, портовые районы, морские линии связи и сотрудничать с подразделениями коалиции. ВМС включает в себя патрульные корабли, минные тральщики, вспомогательные корабли и подразделения береговой охраны, необходимой, чтобы убедиться в безопасности морских сообщений. Нынешняя структура включает в себя дивизион минных кораблей, который также включает в себя группу водолазов. Кроме того, существуют военно-морская школа, военно-морская база и штаб.
Комментарии (1)
Copy
Наверх