Для решения проблемы исполнения квоты на ввоз иностранной рабочей силы посреди года предлагается новая система, которая вывела бы из-под ограничения ряд людей. В числе прочих, например, украинских строителей, большая часть из которых уже сейчас работает в Эстонии без вида на жительство.
Двойная игра вокруг ограничений на иностранную рабочую силу
Если о чем-то и можно сказать – высечено на скрижалях, то по всей вероятности к этому относится установленная правительством квота на ввоз иностранной рабочей силы, которая в этом году составляла 1317, а в следующем – 1315 человек. И хотя в реальной жизни между этим числом и внутренней миграцией нет ничего общего, от символического ограничения отказываться не хотят.
Поэтому рабочая группа по миграции сделала правительству свое компромиссное предложение, в результате которого квота как таковая сохранится, но из-под нее будет выведен целый ряд иностранцев. Это – высокооплачиваемые, а также краткосрочные рабочие, к которым в любом случае относятся строители.
Созванная летом этого года рабочая группа представила свои предложения Министерству внутренних дел в конце ноября.
«У нас два-три месяца шли интенсивные обсуждения, и это был компромисс многих заинтересованных групп, - сказал профессор Тартуского университета в области городской и народной географии, член рабочей группы Тийт Таммару. – Ни одна из заинтересованных групп не была согласна с этим на сто процентов, но это было такое предложение, против которого никто особо не протестовал». Таммару отметил, что остающаяся квота на самом деле является скорее символической.
Для смягчения последствий от заполняющейся к августу годовой квоты на иностранцев и нехватки рабочих рук предлагается пятиступенчатая система трудовой миграции.
Под первую ступень подпадают краткосрочные работники, которые сейчас могут работать в Эстонии девять месяцев бес перерыва. Их, конечно, нужно регистрировать здесь для работы, но им не нужен вид на жительство, и они не имеют отношения к квоте. Эту возможность сейчас используют многие строители из третьих стран. Статистика показывает, что после заполнения квоты количество краткосрочных работников резко увеличивается. Если в прошлом году у нас краткосрочно работали 1782 человек, то по состоянию на конец ноября этого года, их было более 6000.
То есть по сути большая часть иностранцев, которые не вместились в миграционную квоту, все же приехали на работу в Эстонию, просто другими путями.
Предложение рабочей группы выгодно краткосрочным работникам тем, что таким образом время работы для них продлилось бы с девяти месяцев до года, а в качестве второй ступени им можно было бы начать выдавать двухлетние виды на жительство. Под квоту эти виды на жительство не подпадали бы, но продлить их на более долгий срок нельзя. По сути, работать краткосрочно в Эстонии можно было бы до трех лет, например, один год с визой и два года - с видом на жительство.
«Люди так и так едут. Если мы немного упростим порядок выдачи разрешений на временную рабочую силу, то на самом деле сможем лучше контролировать их количество», - добавил Таммару.
Руководитель отдела политики гражданства и миграции Министерства внутренних дел и руководитель рабочей группы Руть Аннус сказала, что такую иностранную рабочую силу можно было бы использовать в долгосрочных проектах: «Такая регуляция могла бы стать решением нехватки рабочей силы, обусловленной цикличностью и в то же время спровоцировала бы изменения в составе постоянного населения».
Согласно предложению, в квоте можно было бы учитывать иностранцев, получающих полторы-две средних зарплаты, которым выдавался бы вид на жительство на срок до пяти лет. В то же время от получающих такую зарплату можно было бы требовать прохождения программы адаптации и изучения эстонского языка.
Если у работодателя работает иностранец, проживающий в Эстонии меньше пяти лет, то он обязан назвать Министерству культуры контактное лицо, которое будет передавать ему информацию из области адаптации и интеграции, создаст рабочую группу. «Идея в том, что все люди, которые приезжают в Эстонию, особенно вне квоты, должны в каком-то смысле участвовать в процессе интеграции», - сказал Таммару.
«Выведение специалистов высшего звена из-под квоты – это логичное решение, и в целом миграционная политика постоянно пытается мотивировать ввозить в Эстонию именно специалистов высокой дополнительной ценности», - объяснила входящая в рабочую группу ученый эстонского контактного пункта Европейской миграционной сети Мари-Лийз Якобсон.
Под квотой остались бы только так называемые работники третьей ступени, которые получают среднюю брутто-зарплату и вид на жительство до пяти лет. Сколько таких людей может быть, Министерство внутренних дел сейчас спрогнозировать не может.
Много критики
По словам Руть Аннус, правительство должно бы теперь проработать предложения рабочей группы и решить, начинать ли изменять на их основе Закон об иностранцах. Это предполагает наличие политического консенсуса. Тверже всех против увеличения такой квоты до сих пор стоял Союз Исамаа и Res Publica (IRL). Председатель партии Хелир-Валдор Сеэдер сказал, что партия вскользь обсудила эти предложения, но это нужно сделать еще раз. Вопросов у него много.
Например, Сеэдер спросил, кто вообще подпадает под квоты? «У квоты есть не только формальная, но и содержательна цель: она нужна не для того, чтобы все ограничить, а для того, чтобы контролировать и направлять этот процесс», - сказал он.
Критически настроен и Центральный союз профсоюзов Эстонии, чей представитель также входил в рабочую группу. Председатель союза Пеэп Петерсон сказал, что они не поддерживают выведения всех групп из-под квоты. Критика касается получающих полуторные зарплаты и краткосрочных работников. По его словам, в процентах квота остается маргинальной по сравнению с количеством людей, которые под квоту не подпадают.
Центральный союз работодателей по-прежнему хочет отмены нынешних квот на иностранцев. «Проблема в том, что в Эстонию идет дешевая рабочая сила из Польши и Литвы. Система не благоволит приходу высокооплачиваемых и предлагающих большую дополнительную ценность работников, а лишь генерирует неконтролируемую миграцию. Выражения «доставка низкооплачиваемых работников» избегают, но в действительности именно это и происходит», - говорит руководитель по связям с общественностью работодателей Андрес Каск. Он добавил, что предложения, конечно, упростят ситуацию, но нужно менять долгосрочную миграционную политику.
К такому же выводу пришла и рабочая группа, которая попросила дополнительное время. По словам Тийта Таммару, нынешние предложения – это лишь временное решение.
«Обсуждение того, что мы должны изменить в долгосрочной миграционной политике, продолжается, - сказал Таммару, по словам которого, фундаментальные изменения нельзя сделать за сутки. – Самое дурацкое, что нет ни одного хорошего решения». Профессор, ученый в области политической географии, говорит, что экономика и демография движутся в диаметрально противоположных направлениях: «Рабочая сила очень быстро сокращается, а экономика растет. Решить проблемы рынка труда с наскока нельзя. Мы должны попытаться как-то связать между собой потребность в рабочей силе и интеграционную политику».