Если два года назад министр труда и здравоохранения Евгений Осиновский уверял, что ограничения, вписанные в законопроект нового Закона об алкоголе, которые так раздражают продавцов и производителей алкоголя, смягчать не будут, то в действительности все получилось несколько иначе. Последней свою лепту в снижение градуса внесла экономическая комиссия парламента.
Алкогольный законопроект Осиновского утратил крепость (1)
Мы убрали из законопроекта квадратные метры (магазинов – ред.), и новая формулировка звучит следующим образом: алкогольные напитки не должны быть размещены так, чтобы посетители магазина неизбежно наталкивались на них, также они не должны быть бросаться в глаза в торговом зале», - объяснил председатель экономической комиссии Свен Сестер (IRL) поправку, которую внесли с законопроект в четверг.
До последнего обсуждения законопроект предусматривал, что магазины площадью больше 450 квадратных метров должны полностью исключить для покупателей возможность видеть алкогольные напитки, но Министерству социальных дел пришлось отступить от этих цифр.
Согласно первой версии закона, маленьким магазинам прошлось бы начать продавать алкоголь, скажем так, из-под прилавка, а крупным потребовалось бы обнести стеллажи с алкоголем непрозрачными стенами.
В конце января этого года после встречи министра труда и здравоохранения Евгения Осиновского (СДПЭ), министра экономики Кадри Симсон и министра юстиции Урмаса Рейнсалу, было решено, что отдельные алкогольные отделы должны строить магазины, общая площадь (торговые и складские помещения) которых превышает 450 квадратных метров.
Также почти год назад правительство жестко спорило на тему, насколько обосновано прятать алкоголь за непрозрачными стенами, или будет достаточно, например, натянуть штору. По словам Сестера, требование о стенах из законопроекта исчезло еще до того, как документ попал в Рийгикогу, и вместо них речь идет именно об ограничении видимости алкоголя. Теперь будет достаточно, если магазин развернет полки с алкоголем тыльной стороной к торговому залу. Но как точно магазин ограничит видимость, будет решать он сам.
По словам члена парламента, согласно принятым в четверг поправкам, алкоголь не должен бросаться в глаза в торговом зале, причем, в данном контексте – это очень важное изменение. «В прежней редакции было слово «видеть», но тогда магазинам пришлось бы сооружать сложные системы шлюзов», - сказал Сестер. По его словам, это давало возможность трактовать закон так, что перед входом в алкогольный отдел пришлось бы создавать промежуточную зону, проходя через которую, люди не видели бы алкоголь, а это было неразумным ограничением. «Торговцы попросили внести некоторую гибкость, и мы об этом договорились», - объяснил Сестер предысторию поправок.
Также теперь торговцам развязали руки при принятии решения, возможно ли вообще убрать алкоголь с глаз покупателей: «Разумно было исходить из того, что, прежде всего продавец осмотрит свой магазин, и если ограничение видимости внедрить нереально, то делать этого он не обязан», - объяснил председатель экономической комиссии. Он привел пример, что в маленьких сельских магазинах, конечно, можно отделить алкоголь от другого товара, но там очень сложно создать ограничивающую видимость зону.
В экономической комиссии было решено убрать из законопроекта положение, которое обязывало бы продавать упаковки с несколькими бутылками по той же цене, по которой продают бутылки по одной. Сейчас, например, упаковка пива из шести банок стоит дешевле, чем шесть банок, купленные по отдельности.
Такое предложение сделал Союз пива, и комиссия его одобрила, поскольку, по словам депутата, производители могли запросто начать мухлевать. «Например, проданное в розницу пиво могло быть объемом в пинту (568 ml – ред.), а в пакет составлялся бы из бутылок в 500 ml, или розничное пиво могло бы иметь крепость в 5,2 градуса, а крепость пива в упаковке из шести банок оценивалась бы в пять градусов», - привел он пример возможных схем.
Также градус был понижен и в прежнем положении, которое запрещало проведение дегустаций в продуктовых магазинах. «Если изначально дегустации можно было провести только в специальных алкогольных магазинах и на ярмарках, то теперь это можно делать и в обычных магазинах, но только в алкогольных зонах и мероприятие не должно прямо бросаться в глазах остальным посетителям магазина», - сказал председатель экономической комиссии.
Упростили и положения, касающиеся ограничений в рекламе: «Если до сих пор разрешалось показывать только изделие, то теперь разрешена и сервировка, то есть стакан с пивом, который пенится», - сказал Сестер. Он уточнил, что наливать пиво в стакан в рекламе по-прежнему запрещено.
По словам Сестера, предпринимательские организации обратили внимание на пункт законопроекта, согласно которому в алкогольной рекламе нельзя создавать позитивный образ. «Возникает вопрос, что это и как это понять», - объяснил депутат. Поэтому в законопроект был вписан вариант, что в рекламе разрешено давать только среднюю и нейтральную информацию об особенностях продукта.
По предложению Tallink и Таллиннского аэропорта была внесена поправка, согласно которой введенные для обычных магазинов ограничения не распространяются на магазины, находящиеся в свободной зоне, куда попадают после проверки документов.
Еще раньше из законопроекта пропала статья, запрещавшая продавать алкоголь на заправках.
По предложению Таллиннского общества Старого года и столичного Департамента предпринимательства местному самоуправлению дается возможность ограничивать время продажи алкоголя в барах и ресторанах во время ночного покоя. «Для такого решения должны иметься неоспоримые причины», - заверил Сестер. Он отметил, что речь идет не об обязательстве, а всего лишь о возможности. По данным Postimees, это был один из тех пунктов, против которого протестовали Германия и Франция.
Новая версия Закона об алкоголе вызвала много страстей не только среди политиков, его серьезно критиковали как производители и продавцы, так и рекламщики и также телеканалы.
Кроме обычных обсуждений в Рийгикогу, прошли две встречи с заинтересованными группами, последняя, по словам Сестера, прошла между первым и вторым чтением, и в нем приняли участие 20 организаций с аргументами за и против: «Первая встреча состоялась еще до первого чтения, а такое случается не слишком часто».
По словам представившего закон правительству министра труда и здравоохранения Евгения Осиновского, ядром этого законопроекта было введение масштабных ограничений алкогольной рекламы, которые, прежде всего, защищают молодое поколение: «Мне приятно, что экономическая комиссия полностью поддерживает меня в этом». Министр добавил, что в процессе основательного обсуждения, в сотрудничестве между Министерством социальных дел и экономической комиссии были внесены отдельные уточнения в положения, касающиеся условий продажи, что делает закон юридически понятным. «Я искренне благодарю комиссию за отличное сотрудничество и верю, что Рийгикогу примет этот закон».
Парламент начнет вновь обсуждать законопроект Закона об алкоголе во вторник, и его планируют принять уже 20 декабря.
Поскольку производство заняло больше времени, чем планировалось, изменились и сроки вступления закона в силу. Положения, касающиеся ограничений в рекламе, вступят в силу с 1 июня 2018 года, магазинам дадут полтора года на оформление торговых зон, и эти положения вступят в силу 1 июня 2019 года.