Трамп играет с огнем и ведет США в международную изоляцию

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Иерусалим. Иллюстративное фото.
Иерусалим. Иллюстративное фото. Фото: SCANPIX

Президент Дональд Трамп вновь умудрился вызвать в мире переполох. На этот раз - решив признать Иерусалим официальной столицей Израиля и перенести посольство США в неопределенные сроки, но относительно скоро из Тель-Авива в Святой город. 

Каковы будут последствия этого решения в долгосрочной перспективе, пока рано говорить, но за этим шагом более-менее сразу последовало единодушное осуждение и буря негодования. В столкновениях между разъяренными палестинскими демонстрантами и израильскими органами безопасности к настоящему времени погибли минимум четверо и пострадали десятки людей.

Решение Белого дома осудили все важнейшие соответствующие международные институты: Совбез ООН (за осуждающую резолюцию проголосовали все страны за исключением США), Арабская Лига (единодушно) и Евросоюз, а также большинство стран в мире. В том числе - ближайшие союзники США и большинство американских СМИ и аналитиков. Лишь Израиль выразил свое удовлетворение этим шагом, а отдельные страны Трампа осторожно поддержали. Например, Чешская Республика выразила осторожную готовность по примеру США перенести свое посольство в Иерусалим.

Данное решение Трампа – далеко не первый раз, когда за время своего президентства он идет почти против всего мира и ведет США, по сути, к международной изоляции. Взять хотя бы отказ от Парижского соглашения по климату. Кажется, что высокомерное и намеренно провоцирующее противостояние, совершенно недипломатическое поведение – это и есть стиль Трампа. В данном случае - тем более, поскольку всего несколько недель назад Трамп всерьез выразил надежду на то, что сможет возобновить прервавшиеся в 2014 году мирные переговоры между Израилем и палестинцами и довести их до мирного соглашения. После такого издевательства над арабами и всем арабским миром в прогнозируемом будущем это невозможно, хотя в долгосрочной перспективе на известных условиях это, вероятно, было бы даже проще.

В то же время сам Трамп подчеркнул, что не делает ничего необычного или неслыханного, заявив в своей речи: "Сегодня мы, наконец, признаем очевидное: Иерусалим является столицей Израиля. Это не более и не менее, чем признание реальности”. Позже, после бури негодования в мире, он оправдал свой шаг в Twitter так: «Я выполнил обещание моей маркетинговой кампании – другие этого не сделали!»

Действительно, технически речь идет о признании свершившегося факта и выполнении предвыборного обещания. Кроме того, Трамп, озвучивая свое решение, не исключил возможности, что в будущем Восточный Иерусалим мог бы стать столицей Палестинского государства. С другой стороны, очевидно, речь идет об очень недипломатичном и раздражающем шаге, поскольку в вопросе Иерусалима, помимо обычных экономических и политических причин, играют роль глубинные религиозные убеждения и бьющие через край эмоции.

Сложная судьба и статус Иерусалима

Иерусалим – самый священный город для евреев и христиан и третье по святости место (после Мекки и Медины) для мусульман. Кроме того, Иерусалим для евреев – единственно мыслимый национально-политический центр, так сказать, Столица с большой буквы, поскольку основой национальной идентичности евреев во многом является религия.

План ООН по разделу Палестины между евреями и арабами изначально предусматривал подчинение Иерусалима международному контролю. В ходе первой Арабо-Израильской войны 1948 года арабы попытались смести еврейское государство в море. Однако вышло иначе: восточная часть Иерусалима, Старый город вместе с основными святынями, отошли к Иордании, а западная осталась под контролем Израиля.

Целиком Святой город отошел под контроль еврейского государства в 1967 году, когда арабские страны (Иордания, Египет, Сирия, Ирак) вновь атаковали Израиль, но потерпели поражение в Шестидневной войне. В 1980 году израильский парламент Кнессет объявил Иерусалим вечной и неделимой столицей Израиля. В 1995 году обе палаты Конгресса США большинством голосов приняли решение, которым Иерусалим признавался столицей Израиля, и обязали администрацию перенести посольство из Тель-Авива в святой город.

Выполнить это обещали и в ходе предвыборных кампаний, и находясь в должности, все хозяева Белого дома: Билл Клинтон, Джордж Буш и Барак Обама. Но все они из соображений безопасности воздерживались от каких-то реальных шагов. Естественно, поскольку очевидно, что признать Иерусалим полноправной столицей Израиля – все равно что разворошить осиное гнездо.

И евреи, и палестинские арабы считают Иерусалим своей столицей. Евреи – целый город, палестинцы – как минимум его восточную часть (хотя, на самом деле, скорее, целый город, и, по правде говоря, они особо не хотят признавать право Израиля на существование). Ни одна из сторон не собирается ни на каких условиях отступать от своих требований. Трения как минимум в скрытом виде были там постоянно.

Возможные последствия шага Трампа

Осуждающая реакция мира была предсказуема. Трамп вновь сумел загнать себя и в международную изоляцию, и во многом в изоляцию внутреннюю. А заодно нанести урон и своей личной репутации, и репутации США. Цель дипломатии – находить друзей и изолировать врагов. Трамп делает наоборот – находит врагов и изолирует себя вместе с немногочисленными друзьями. Тем самым он отдает козыри в руки соперников.

Одно ясно: решение Трампа вновь превратило противостояние между Израилем и палестинцами (и другими арабами) в горячую точку мировой политики. Начиная с расцвета «арабской весны» в 2011 году, этот вечный конфликт как-то оставался в тени других тем. Переформировались и некоторые важные силовые оси на Ближнем Востоке. Основным конфликтом стало противостояние между шиитскими странами под предводительством Ирана и суннитскими странами, возглавляемыми Саудовской Аравией.

Это, в свою очередь, повлекло за собой довольно откровенное сближение Израиля и Саудовской Аравии (в том числе обмен разведданными), поскольку обе страны видят своим главным врагом Иран. Как гласит древняя арабская народная мудрость, враг моего врага – мой друг. Такому сближению благоприятствовали близкие союзнические отношения обеих стран с Вашингтоном, который также именно в Тегеране видит основного соперника и возмутителя спокойствия на Ближнем Востоке.

Тегеран, в свою очередь, особенно в Сирии, а также в более широком плане развивает близкие отношения с Москвой и Анкарой. Зато у Вашингтона с последней с лета 2016 года резко испортились отношения. Чему ж удивляться, что именно президент Реджеп Тайип Эрдоган оказался одним из наиболее жестких критиков решения Трампа и Израиля.

Хотя Эр-Рияд и основные союзники саудитов, очевидно, готовы сотрудничать с Израилем для усиления антииранской коалиции и принести палестинцев в жертву, им будет трудно сделать это в сложившейся ситуации. Арабские страны недемократичны, однако “на арабской улице” у них есть известное право голоса. А арабская улица сейчас разъярена и не демонстрирует признаков успокоения. Элите суннитских стран будет очень трудно сотрудничать с Израилем и США. Зато Анкара и Тегеран заработают на этом очки.

На среду назначена встреча Исламской организации сотрудничества в Анкаре. Трудно прогнозировать, как именно на ней распределятся силы, но заявление с осуждением Трампа точно будет сделано, и саудитам будет трудно лавировать между различными своими интересами и обязательствами.

Надежда Трампа навязать палестинцам при поддержке Саудовской Аравии приемлемый мирный договор, по крайней мере, в данный момент кажется безнадежным делом. В долгосрочной перспективе… И в Израиле и в США доминирует точка зрения “жестких реалистов”, согласно которой, с палестинцами и другими арабами можно говорить только с позиции силы, поскольку другого дискурса они не знают и не признают. Т.е. им необходимо, прежде всего, указать на их место и лишь потом стоит с ними разговаривать.

Эта позиция может быть даже обоснованной, но она абсолютно не дипломатична. И что еще более проблематично – позиция США в мире постоянно слабеет. Шаг Трампа еще более ускорит этот процесс.

Комментарии
Copy
Наверх