Кадри Симсон: я не чувствую конфликт интересов (3)

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Министр экономики Кадри Симсон.
Министр экономики Кадри Симсон. Фото: Sander Ilvest

Министр экономики и инфраструктуры Кадри Симсон сказала, что не видит конфликта интересов в собственном участии при назначении дотаций свиноводам, поскольку все принимавшие участие в обсуждении знали о ее связи с руководителем крупнейшего в Эстонии свиноводческого хозяйства HKScan Теэтом Соормом.

Свиноферма Linnamäe Peekon, сособственником которой является отец Теэта Соорма, спутника жизни центристки Симсон, в нужное время сумела подать нужное заявление, чтобы получить часть оговоренной в ходе коалиционных переговоров дотации для свиноводов. Симсон принимала участие в этих переговорах, что и стало поводом для подозрений, что свиноферма использовала внутреннюю информацию. Однако Симсон не считает, что поступила непозволительным образом, и обещает взять на себя политическую ответственность и уйти в отставку лишь за то, чего на самом деле сделала.

- Члены Свободной партии и Партии реформ считают необходимой вашу отставку и отправили запрос о том, получила ли свиноферма, связанная с Теэтом Соормом, государственную дотацию благодаря внутренней информации. Вы много раз заверяли, что не считаете нужным подавать в отставку. В последний раз вы сказали об этом во вторничной передаче «Foorum» на канале ETV. Вы действительно не передумали?

- Запрос, поданный Свободной партией министру сельской жизни, во многом опирался на данные, опубликованные в СМИ, которые не соответствуют действительности. А что касается Партии реформ, то интервью с Ханно Певкуром во многом касалось  неразберихи, которая царит в этой партии. Он сказал, что партия в шоке. То, что крупная оппозиционная партия в шоке, никоим образом не мешает моей работе.

- Но факты таковы, что через два дня после того, как на коалиционных переговорах договорились и выделении дотации свиноводам, Linnamäe Peekon подала ходатайство о присоедини к проверке производительности, что является приоритетом для получения дотации. Вы же понимаете, что эта ситуация выглядит как использование внутренней информации?

- Факты таковы, что Postimees несколько раз ошибся в фактах. Прежде всего, утверждали, что Теэт Соорм получил крупнейшую дотацию на разведение свиней, но ни одна из ферм Теэта Соорма ее не получала. (В материале Postimees использовалось выражение «связанная с Теэтом Соормом свиноферма, а также Соорма называли крупнейшим получателем прибыли ред.). Теперь все это переиграли и говорят о его отце.

Второе ложное утверждение заключается в том, что Linnamäe Peekon получила пропорционально большую по сравнению с другими дотацию, поскольку там были более молодые свиноматки.

И, в-третьих, утверждение о сроках. Это еще на прошлой неделе в Postimees опроверг собственник предприятия, который объяснил, что купил свинарник у финского производителя Atria, животные которого не были внесены в эстонский регистр, и начал работать над тем, чтобы внести их в регистр Эстонии.

- То есть это было случайностью, что ходатайство о присоединении к проверке производительности подали через пару дней после того, как на коалиционных переговорах договорились о выделении дотации свиноводам?

- Я исхожу из интервью собственника газете Postimees, в котором он это подтверждает.

- Насколько известно, политика не только должна являться честной, но и выглядеть таковой. И возникают вопросы. Вы как опытный политик не думали о том, что ваша связь с Теэтом Соормом, отец которого имеет отношение к свиноводческим предприятиям, создаст ситуацию, при которой возникнет явное подозрение в конфликте интересов?

- Действительно не думала, поскольку за столом находились и действующие селяне. Те пункты, о которых коалиция договорилась, были вопросами о продвижении сельской жизни: их задавали и прежнему правительству, но прежнее правительство совершенно игнорировало селян. Мы и раньше на уровне совета Центристской партии делали много заявлений в поддержку селян.

- Но вопрос не в том, поддерживать селян или нет. Вопрос в том, пересекаются ли здесь какие-то интересы. Вы могли предвидеть эту ситуацию и отстраниться от обсуждения вопросов сельской жизни.

- За столом шел разговор не о поддержке отдельных ферм, а обо всем секторе. О такой дотации представительские организации говорили уже давно. Это помощь разным секторам.

- Обсуждали ли вы с Теэтом Соормом вопрос дотирования свиноводов, поднятый во время последних коалиционных переговоров?

- Мы не обсуждали даже специфику коалиционных переговоров: как все это должно происходить. Эти переговоры были очень короткими: договорились о принципах, но как это будет происходить, оставили на усмотрение будущих министров.

- Кода Теэт Соорм и Мати Туви сделали заявление после того, как им были предъявлены подозрения в коррупции, они сказали, что это карательная операция руководства предприятия и сослались на то, что прокуратура и полиция не уравновешены и подобная судьба может ждать многих предпринимателей, если полицию заставят работать на чьи-то бизнес-интересы. Весьма жесткое заявление. Как вы его оцениваете?

- Я могу подтвердить, что ни на прокуратуру, ни на полицию не влияет ни один политик. Они могут работать в этой области, как и по всем других делам. В то же время, я напомню, что подозрение, это – не обвинение. Я надеюсь, что работа по существу даст ответ на вопрос "в чем дело?".

- Вы не говорили Теэту Соорму, что, возможно, он несколько перегнул с эти заявлением?

- Я действительно не говорила с Теэтом Соормом об этом заявлении. В на это заявление даже не обратила внимания.

- Насколько велика в этом вопросе вас поддерживает Центристская партия?

- Я считаю, что внутри партии у меня поддержка очень большая. На самом деле все же понимают, в чем дело. Оппозиция нападает на кого попало, если этим можно доставить неприятности правительству. Понятна и боль Партии реформ: если их руководитель не руководит, а будущий председатель еще не вернулся из Брюсселя, значит нужно заниматься чем-то другим, что отвлечет внимание от руководителя.

- Однопартийцы не интересовались, почему вы не проинформировали их о возможном конфликте интересов?

- Все однопартийцы были в курсе тех обсуждений, которые уже и раньше велись со свиноводами. Их поддержка - не тот вопрос, который зависел от моей личной экспертизы. Те люди, которые выступали за селян Эстонии во фракции, это другие люди, и я лишь поддерживала их общие идеи. То, для чего сельскую жизнь всегда и поддерживали.

- Поддержка сельской жизни была важна. Но дело скорее в другом: ваши однопартийцы никогда не поднимали о вопрос о возможном конфликте, связанном с вашей личной жизнью? Они не пытались выяснить, почему вы не отстранились в этой ситуации?

- Моя личная жизни никогда не была как-то скрыта. Год назад, когда мы вели коалиционные переговоры, Теэт Соорм был руководителем крупнейшего свиноводческого предприятия Эстонии, HKScan. Всем было известно, что я живу с человеком, который отвечает за повседневную работу крупнейшего в Эстонии свиновода.

В тот момент я не работала в интересах одной фирмы. За столом переговоров, где были представители других партий, конечно, могла быть поднята тема, насколько я могу быть беспристрастной. Но я не была пристрастной. Поэтому этот вопрос и не поднимался, хотя было хорошо известно о том, что я живу в Теэтом Соормом.

- Изначально говорилось о пяти миллионах евро, которые заплатят в виде дотаций свиноводам. В ходе переговоров сумма сократилась до двух миллионов. Кто предлагал сумму в пять миллионов евро?

- Я не знаю. Мы искали информацию, откуда взялись эти пять миллионов, но не нашли. В моих пометках такой цифры нет.

- Через год вы еще будете оставаться в должности?

- Я думаю, что правительство притерлось, мы очень хорошо понимаем друг друга. Я верю, что это правительство будет работать до марта или даже до апреля 2019 года. И я лично буду вкладывать силы в то, чтобы правительство смогло претворить в жизнь поставленные перед ним цели.

- Вы и в дальнейшем планируете развивать идею бесплатного общественного транспорта? И по этому поводу было много критики. Это вообще нужно?

- Действительно было много критики, но это будет продолжено. В основном критика вертится вокруг того, стоит ли делать проезд в уездных автобусах безбилетным или нужно уплотнять линии. И, к счастью, наряду со всеми этими калькуляциями проведены и расчеты уплотнения линий. Кроме безбилетного проезда можно будет дать местным центрам общественного транспорта средства, чтобы они смогли и уплотнить линии.

К концу этого года вся Эстония может быть покрыта центрами общественного транспорта, крупнейшим может стать Северо-Эстонский центр. Сейчас работали для  того, чтобы центры общественного транспорта получили персонал, количество специалистов увеличится. Эти люди и пересмотрят необходимость уплотнения автобусных линий.

- Как много вы общались на эту тему с частными автобусными фирмами? Они весьма обеспокоены тем, что бесплатный общественный транспорт их убьет.

- Были встречи в Департаменте шоссейных дорог, поскольку они помогали центрам общественного транспорта расторгать договоры. Договоры об общественном транспорте были очень долгосрочными.

Но коммерческие линии закрывались и до того. До того, как кто-то вообще начал говорить о бесплатном общественном транспорте, объясняя это тем, что снизился спрос со стороны пассажиров. Если бы мы пошли тем же путем, у людей возникло бы ощущение, что без личного транспорта жить нельзя и пассажиров становилось бы все меньше. Это не метод кнута, это – метод пряника. Он должен заставить людей подумать, что можно и не покупать машину, поскольку всюду можно добраться на автобусе.

- И остальное члены правительства по-прежнему поддерживают этот проект?

- Этот пункт в плане правительства очень четко сформулирован, в бюджете есть конкретные расчеты.

- Продажа части EVR Cargo по-прежнему в планах? Насколько известно, вагонные сделки EVR Cargo с Россией считаются весьма рискованными.

- Последние месяцы принесли хорошие новости о EVR Cargo. Весь год пока еще не будет прибыльням, но последние месяцы были уже лучше. Важно подчеркнуть, что EVR Cargo не ведет бизнес ни с одним находящимся под санкциями предприятием. Для того чтобы обеспечить двойную защиту от возможным рисков, EVR Cargo ищет для дочерней фирмы финансового инвестора.

- Откуда появится этот инвестор: из России, из Европы, еще откуда-то?

- Переговоры ведутся с разными инвесторами.

- Что происходит с приватизацией предприятия Eesti Teed?

- Первое, что нужно было сделать в начале этого года – расторгнуть внутренние сделки, поскольку из-за этого предприятие нельзя было выставить на продажу. Изначально договорились о таком плане действий, что если поступит ценное предложение, то работа по этому вопросу продолжится.

- В интервью Postimees годичной давности, вы говорили о переводе торговых судов под флаг Эстонии. Что стало с этим планом?

- В Эстонии есть судовладельцы, которым принадлежат торговые суда вместимостью более 500 тонн, но ни один из них не ходит под флагом Эстонии. Они нашли более лучший вариант флага. Мы согласны создать для таких торговых судов схему спецналогов.

С другой стороны, мы боремся не только за налоги. Должна быть и дигитально прозрачная услуга флага страны. Для этого Департамент водных путей выполняет серьезную работу. На законодательном уровне эта услуга должна вступить в силу 1 января 2019 года.

- Что, как вы считаете, произойдет после парламентских выборов 2019 года? Останется ли Центристская партия в правительстве?

- Мы работаем для того, чтобы сохранилась ситуация, как сейчас. Я процитирую Сийма Калласа: «Если бы выборы были завтра, победила бы Центристская партия». Это он сказал на ERR в интервью Тоомасу Сильдаму. Но, конечно, Партия реформ выбрала путь длинной кампании.

- Кем бы вы могли стать после парламентских выборов 2019 года? Говорили ли вы в партии о том, что вашу кандидатуру могли бы выдвинуть на пост премьер-министра?

- 2019? Конечно, нет. У Юри Ратаса настолько крепкая поддержка, он насколько крепко связан с партией, ни из кого не получился бы лучший кандидат на пост премьер-министра. Если два года назад в партии был конфликт до небес, то сейчас все работают одной командой. Тут нет никакого вопроса. Мы уверено пойдем на выборы под его руководством.

Думала ли я о том, какое министерское место я вообще могу занимать? Поскольку всего год назад я была на переговорах, то знаю, что нельзя цепляться ни за одну должность, поскольку последними распределяют министерские портфели и у председателей партий, которые их распределяют, нет возможности требовать какие-то конкретные посты, поскольку это может обойтись слишком дорого.

Я готова вкладываться в правительство, но в то же время я не недооцениваю роли парламента: сильные политики нужны и там.

- Уход в отставку в правильное время, насколько известно, может оказаться политически выгодным. Думая о будущих выборах, не было бы разумным в правильный момент взять на себя политическую ответственность и уйти?

- Я считаю, что правильно брать политическую ответственность за то, что ты сделал. Я вообще не исключаю вероятности того, что когда-то посчитаю правильным взять политическую ответственность за то, что я сделала. Но для этого я это что-то должна сделать.

В чем заключается возможный конфликт интересов Кадри Симсон?

  • 9 ноября 2016 года – премьер-министру Таави Рыйвасу (Партия реформ) выносится вотум недоверия и начинаются консультации по формированию новой коалиции.
  • 14 ноября 2016 года – коалиционные переговоры доходят до темы сельской жизни. На пресс-конференции после обеда представители трех партий сообщают, что свиноводам будут платить государственную помощь.
  • 16 ноября 2016 года - OÜ Linnamäe Peekon делает заявление о проведении проверки производительности и вступает в ряды Эстонского общества заводчиков породистых свиней.
  • 19 ноября 2016 года – подписан коалиционный договор.
  • 22 ноября 2016 года – OÜ Linnamäe Peekon становится членом общества заводчиков.
  • 15 декабря 2016 года – министр сельской жизни подписал постановление, которым определяются условия для ходатайствования о дотации. Дотацию получает общество племенных свиней, которое распределяет ее среди тех ферм, животные которых прошли проверку производительности. Задним числом был принят учет размеров стада по состоянию на 1 декабря 2016 года. 
Комментарии (3)
Copy
Наверх