Вируский уездный суд поставил на уши государственный концерн Eesti Energia и Идаскую префектуру полиции. Вчера было вынесено решение, которым с профсоюзного лидера и доверенного лица коллектива Юрия Грибовского снято обвинение в употреблении наркотиков, которое и стало причиной его поспешного увольнения из Eesti Energia.
Отравление с увольнением: за что уволили профсоюзного лидера шахтеров и энергетиков?
Эта история началась в августе нынешнего года в самый разгар празднования Дня шахтера, который на Северо-Востоке страны по традиции отмечается с размахом. «Накануне, в субботу, я участвовал в профсоюзных мероприятиях в городе. В воскресенье приехал на праздник на машине, думал, наконец, поем, пообщаюсь с людьми, проведу какую-то агитацию, а потом уже решу, поеду я домой на общем автобусе или на собственном автомобиле. Что происходило на самом празднике, я не помню. Мне потом рассказали, что я потерял сознание и упал где-то недалеко от своей машины. Была вызвана скорая помощь. Медики определили, что речь может идти о передозировке опиатами, вкололи мне антидот и передали меня вызванным ими же полицейским», - рассказал Грибовский.
На протяжении трех месяцев он пытался доказать, что никаких наркотиков не употребляет и не понимает, как они могли оказаться в его организме: «Я знаю, что полиция в тот же день обратилась к врачам, чтобы у меня были взяты анализы. И, по моим данным, тогда в заключении было указано, что наркотиков в моем организме нет. Что происходило со следствием дальше, я не знаю. Сам я почти сразу поехал в Таллинн, где прошел платный медосмотр, но врачи никаких отклонений не нашли и причин произошедшего со мной определить не смогли. И вот в конце октября полиция вынесла решение, что наркотики я употреблял, и наказала меня штрафом. Это решение я сразу обжаловал в суде, который теперь удовлетворил мою жалобу и аннулировал постановление полиции».
О том, что Грибовский упал в обморок на празднике и речь может идти о наркотической передозировке, знали все – День шахтера в Ида-Вирумаа является одним из самых популярных праздников, людей собирается много, а Грибовского знают очень хорошо, поскольку он руководит Независимым профсоюзом шахтеров и энергетиков. Знало об этом и руководство концерна Eesti Energia, которому Грибовский был как кость в горле, поскольку отстаивал права работников перед работодателем.
«1 ноября правление профсоюза получило письмо от руководства, в котором спрашивалось его мнение, поскольку стоял вопрос о моем увольнении. Дело в том, что я являюсь и доверенным лицом коллектива и без согласования с представительским органом работников так просто меня уволить нельзя. Было созвано общее собрание, на котором 95 процентов работников проголосовали за то, что нужно дождаться решения суда: все знали, что с решением полиции я не согласен и обжаловал его в суде», - рассказал Грибовский.
Тем не менее, руководство просьбу трудового коллектива не учло и выдало Грибовскому уведомление о досрочном расторжении трудового договора в связи с утратой доверия. В уведомлении было отмечено решение коллектива, однако работодатель настаивал на своем: человек, позорящий концерн употреблением разных запрещенных веществ, оставаться в списках работников не может.
31 ноября Грибовский получил расчет, а 13 декабря Вируский уездный суд вынес решение, снимающее с него вину в употреблении наркотиков и отменяющее постановление полиции о наказании. Таким образом было испорчено настроение и руководству Eesti Energia, и полиции. Первое теперь должно ответить за поспешное увольнение, которое просили отложить всего на две недели, а второй теперь нужно думать, обжаловать ли решение суда первой инстанции в окружном суде или возбуждать новое уголовное дело, чтобы выяснить, что же произошло. Не отравил ли кто Грибовского? А если наркотиков не было, хотя он пришел в себя именно после антидота на опиатов, то на основании чего было вынесено решение, вылившееся в такой грандиозный скандал?
Мы обратились в Eesti Energia с вопросами: почему решение об увольнении было вынесено до постановления суда и что намерено делать руководство концерна теперь, когда суд постановил, что Грибовский не виноват и причины для досрочного расторжения с ним трудового договора не было?
Пресс-секретарь Eesti Energia Елена Дербнева ответила от лица руководства предприятия: «Юрий Грибовский является членом правления Независимого профсоюза шахтеров и энергетиков. Кроме того, он выбран профсоюзом своим доверенным лицом. Трудовой договор Юрия Грибовского был расторгнут по причине утраты доверия. Работодатель предполагает, что доверенное лицо, которое представляет работников, кроме законов соблюдает также кодекс ценностей и этики работодателя и является примером поведения для других. К сожалению, Юрий не отвечает данным требованиям. Произошедшее на Дне шахтера дало этому дополнительное подтверждение. Если работник выбран доверенным лицом профсоюза, до расторжения его трудового договора, работодателю нужно спросить мнение профсоюза. Расторжение трудового договора произошло в разумное время после того, как работодатель узнал об обстоятельствах, ставших основанием для расторжения договора. Важно отметить, что решение суда о прекращении производства о проступке еще не вступило в силу».
Также мы обратились в Идаскую префектуру с просьбой уточнить, будет ли полиция обжаловать постановление суда, а если нет, то намерено ли оно возбудить новое уголовное дело, чтобы выяснить, что же произошло с Грибовским.
Пресс-секретарь Идаской префектуры Кертту Кралл ответила: «Полиция попросила у Вируского уездного суда обосновательную часть постановления, в котором приведены объяснения судьи по поводу оправдательного решения. После ознакомления с документом, Идаская префектура примет решение, будет ли она обращаться с апелляционной жалобой в суд второй инстанции».