Наркоманы не отрицают, что фентанил стало сложно достать, но радостные рассказы полиции о том, что рынок пуст, их смешат: опытный потребитель все равно найдет дозу. Всегда!
Фентанилозависимые считают, что полиция выдает желаемое за действительное (3)
Когда 29-летний Вова (это и другие имена изменены – ред.) заходит в троллейбус, трудно заподозрить, что он уже с 2005 года является фентанилозависимым. Спортивная куртка и черная сумка через плечо еще больше помогают слиться с толпой. Даже зубы в порядке, хотя Вова разрушает их, принимая метадон – синтетический препарат, который снижает его зависимость.
Когда вы в последний раз употребляли фентанил? «Вчера, - признается он. – Наверное, из России привезли, пах корицей».
Медсестры, которые выдают Вове метадон в центре Elulootus в Таллиннской центральной больнице, опечалены, что его пробы мочи постоянно «грязные». Это означает, что он вместе с метадоном продолжает употребляет фентанил. «Скоро отправится на комиссию, где ему предоставят последнюю возможность для избавления от зависимости. У нас тут постоянная очередь, почему мы должны держать его на лечении, если он постоянно употребляет?» - недоумевает медсестра Хельги Куло.
Вова говорит, что мог бы сносно жить, но иногда хочется кайфа, а от метадона его не получить. «Я принимаю пару раз в месяц. Так-то я в порядке, хожу на работу. С амфетамином так, что он может нравиться, а может и нет, а без фентанила мне больше нельзя», - опечален он.
Его, по словам Вовы, зависимые достанут хоть из-под земли.
На позапрошлой неделе полиция и прокуратура сообщили, что фентанил пропал с рынка – вся верхушка фентанилового бизнеса сидит за решеткой. «Это фентаниловый рождественский мир», - сказал Вахур Верте, государственный прокурор восемь лет занимающийся темой наркотиков. «Такая ситуация в Эстонии возникла впервые после прихода фентанила на местный рынок», - радовался и представитель Центральной криминальной полиции, майор Аго Лейс.
Пропала лишь треть
И Вова читал об этом в русских СМИ: «Никуда он не пропал. Спрос очень большой, процент потребляющих очень большой, процент от дохода тоже очень большой». Вова считает, что с рынка исчезло лишь 30-40 процентов наркотика.
«Что-то достать можно, нельзя сказать, что совсем пусто, - говорит 33-летний Михаил, который оказался в фентаниловой ловушке почти 15 лет назад. – У меня была сложная жизнь, я сидел в тюрьме».
«Такого не может быть, чтобы один наркотик просто исчез. Такое не исчезает никогда», - категоричен 47-летний фентанилозависимый Вадим.
Теперь дилеры, которые целый день были перегружены работой, повсюду не бегают: в Таллинне два-три дилера, которые известны только узкому кругу. Таллиннские фентанилозависимые хорошо знакомы друг с другом, них есть номера мобильных телефонов друг друга, чтобы при необходимости спросить, где достать дозу.
В последнее время звонят очень много – все спрашивают, где есть фентанил. 25-летняя Анна призналась, что ей звонят постоянно, хотя, начав употреблять наркотики в 17 лет, она уже два года в завязке.
«Все, кто употребляют сейчас, знают друг друга, и полиции в их круг проникнуть очень сложно», - говорит Вова. Он знаком со своим дилером много лет. Вова предполагает, что прежний порядок восстановится через пару месяцев, и наркотики опять начнут поставлять в полном объеме.
Сейчас дилеры жутко боятся попасться. Поэтому они общаются лишь с единичными клиентами, которые в свою очередь собирают деньги в знакомой компании и сами же раздают дозы.
Ищут фентанил в Риге
«Раньше работали целый день, а сейчас утром в город приходят два-три человека, которых знает узкий круг», - рассказывает Вова.
Слушающие рассказ Вовы медсестры поручиться за правдивость его слов не могут. Фентаниловые зависимые врут очень много. «Ничего не достать! Все кончилось!» - говорит, например, одна молодая женщина без передних зубов, но ее проба мочи говорит об обратном.
То, что фентанил по-прежнему есть на рынке и наркоманы его употребляют – факт, который подтверждают анализы тех, кто находится на метадоновом лечении. И хотя они вообще не должны употреблять никаких наркотиков, каждую неделю в их анализах находят в числе прочего следы амфетамина и фентанила. Правда, положительных проб стало заметно меньше. В прошлый четверг из 14 сданных анализов положительным оказался всего один, а в среду из восьми – один.
В прошлом месяце Институт развития здоровья впервые снабдил все лечебные центры тестами, распознающими новый, еще более сильный наркотик – карфентанил, но тесты на этой неделе в Elulootus закончились. Поэтому медсестры не знают, почему положительных проб стало меньше - потому что закончились тесты, или потому что стали меньше употреблять наркотики. Прежде позитивных анализов в день было столько же, сколько сейчас выявляют за целую неделю.
«Они боятся, что их исключат из программы, если тесты будут грязными, поскольку мы их вызываем и говорим, что даем еще два-три месяца испытательного срока», - предполагает медсестра Куло.
В это время в метадоновый пункт на Палдиском шоссе входит Сийм (39). Внешне - совершенно нормальный эстонец-строитель, а на самом деле фентонилозависимый. «Амфетамин я не хочу, тогда я вообще не смогу спать!»
В руках у Сийма пачка документов, он хочет попасть на метадоновое заместительное лечение. «У нас освободилось место, один клиент сел в тюрьму, - Хельги Куло регистрирует Сийма. – Даем тебе для начала три недели, это время ты должен быть чистым. Если тебе не хватит назначенных доз, придется потерпеть до понедельника, психиатр пересмотрит дозы». «Я тогда буду приходить по утрам», - обещает строитель.
Наркоманы утверждают, что часть из них теперь ездит за фентанилом в Ригу, где он должен быть. «Дозы в два раза дороже (вместо 10 евро – 20 евро), кроме того наркоманов постоянно пытаются обмануть. Кому-то продают сахар, кто-то опять получает настолько сильную дозу, что даже наркоманы со стажем начали побаиваться.
***
КОММЕНТАРИЙ
Вахур Верте, государственный прокурор
После задержаний нескольких поставщиков и оптовых торговцев фентанила, которые произошли летом этого года, мы стали свидетелями ситуации, когда в течение четырех месяцев фентанила на улицах было не найти. Правда, голь на выдумку хитра, поэтому среди зависимых начала распространяться информация о том, что кто-то поставляет фентанил из Риги.
Поскольку спрос на фентанил, вызывающий передозировку, сохраняется, к сожалению, нынешнее затишье мы должны воспринимать как временное явление. Естественно, полиция еще более внимательно мониторит происходящее на улицах, но поимкой отдельных дилеров и наказаниями, наркоманию как явление победить нельзя. В то же время, как прокурору мне приятно признать, что в последние недели мы получили крепкую поддержку и готовность к сотрудничеству со стороны Министерства социальных дел, благодаря чему, надеюсь, все нуждающиеся получат лечение, а при снижении спроса мы минимизируем вероятность восстановления фентанилового рынка в прежних объемах.
***
Как Артем победил зависимость
Освободившихся от фентаниловой зависимости наркоманов не слишком часто можно встретить на улицах Таллинна, однако 15 лет принимавший наркотики Артем (28), по его же словам, уже два год абсолютно чистый.
«Я принимал все: амфетамин, фентанил, все… - перечисляет человек, который впервые укололся в 11 лет. В 13 лет он получил передозировку фентанилом. – Я был очень молод и не понимал, что это такое. Мне дали - я попробовал».
После этого его жизнь крутилась вокруг того, чтобы украсть и достать новую дозу.
Еще какое-то время назад достать фентанил в Эстонии было очень просто. Если ты сам дилера не знал, то мог спросить у другого наркомана. Это, конечно, означало и то, что приходилось за 10 евро покупать дозу и ему.
«Меня вылечили Библией и молитвами в одном центре в Германии», - говорит Артем, который никогда не лечился метадоном. Он провел год в Лейпциге и два месяца в Берлине в реабилитационном центре для наркоманов House of Life.
«Сейчас я каждый день читаю Библию, хожу в церковь и играю на гитаре. Я свободен и не боюсь наркоманов. Иду к ним и говорю, что могу им помочь, - рассказал говорящий по-эстонски Артем, по словам которого, в немецкой церковной школе сейчас много эстонских фентанилозависимых. – Они там даже создают семьи».
Сейчас Артем ищет наркоманов, которым может помощь Божье слово – на улицах, в пунктах обмена шприцев, в метадоновых центрах.
Артем тоже слышал, что фантанил стало сложно достать. По его данным, за наркотиком ездят в Латвию и в Польшу. PM