И хотя ограничения по продаже и рекламе алкоголя были приняты в Ригийкогу в более мягком виде, чем это планировалось изначально, они по-прежнему вгоняют в тоску пивоваров и продавцов. В ситуации, когда алкоголь и так все больше привозят из Латвии, государство хочет спрятать и последнюю банку пива, злорадствуют они.
Государство спрячет последнюю банку пива (7)
Когда два года назад министр здравоохранения и труда Евгений Осиновский вышел с пакетом мер ужесточения Закона об алкоголе, многие участники процесса затаили дыхание – Осиновский требовал отделить алкоголь от другого товара непрозрачными перегородками, запретить продажу алкоголя на заправках, и ввести практический полный запрет на рекламу.
В среду парламент принял поправки к Закону об алкоголе и его рекламе, согласно которым эти ограничения слегка смягчили. Вместо строительства перегородок магазины должны просто разместить алкогольную продукцию отдельно от остального товара. В законе это сформулировано так, что со второй половины 2019 года алкоголь не должен быть «заметно виден» клиентам.
Председатель экономической комиссии Свен Сестер, работавшей над законопроектом в Рийгикогу, объяснил, что водку и пиво в дальнейшем нужно будет разместить в углу магазина таким образом, чтобы полки были повернуты к торговому залу тыльной стороной. Траекторию движения покупателей следует проложить так, чтобы клиент не сталкивался с алкоголем неизбежно.
Исключение сделано для маленьких магазинов: например, для крошечных деревенских лавок, где спрятать алкоголь или построить специальное помещение просто невозможно. И все же, по словам Сестера, нужно придумать, как и там разместить алкоголь отдельно от остального товара. По сути это выглядит так, что холодильники сохранятся, но в них нельзя будет одновременно выставить, например, сидр и лимонад.
Работу Рийгикогу придется доделывать
Определенное законом «заметно виден» кажется Союзу торговцев и крупным торговым сетям туманным и выраженным общими словам. Пресс-секретарь Rimi Катрин Батс сказала, что им совсем неясно, чего именно от них требует закон. «Заметно виден – это, конечно, туманное выражение и как это будет применяться на практике, еще нужно выяснять», - добавила руководитель Selver Кристи Ломп.
По словам руководителя Эстонского союза торговцев Неле Пейли, Рийгикогу свалил всю работу на чиновников и самих торговцев, поскольку именно последние должны наполнить смыслом пустые слова «заметно виден». По сути, это может означать как то, что какой-то магазин все же построит перегородки, так и то, что магазин должен просто развернуть стеллажи.
Вне зависимости от того, будет это первый или второй вариант, это, по оценке Пейли, принесет с собой значительную реорганизацию, стоимость которой может составить до пары десятков тысяч евро на один магазин. Неизбежным последствием этого станет то, что инвестиции придется оплачивать обычному покупателю. По паре центов могут накинуть как на алкоголь, так и на другой товар. «Нужно учесть, что мы больше не конкурируем внутри страны, все больше конкуренция ведется с соседним государством», - сослалась Пейли на все набирающую обороты приграничную торговлю с Латвией.
Кто хочет алкоголя, тот его найдет
Цель ограничения – уменьшить экспонирование алкоголя в общественных местах, а также дать возможность несовершеннолетним и алкозависимым совершать покупки в магазине таким образом, чтобы они не сталкивались с алкоголем. Социал-демократ Хельо Пикхоф добавила, что их общее желание - защитить детей и подростков от обрушивающейся на них алкогольной рекламы и решительно снизить вред для здоровья и экономики от излишнего потребления алкоголя.
А магазины по-прежнему тревожит то, что польза от «сокрытия от глаз» исследованиями не доказана. По словам Пейли, это никоим образом не защитит ни детей, ни алкоголиков: последние по-прежнему будут хорошо знать, где можно купить спиртное. То есть кто хочет выпить, тот алкоголь найдет.
И Кристи Ломп из Selver сказала, что разговоры о том, будто ограничение видимости алкоголя сделает людей здоровее, никоим образом не подтверждены доказательствами. Напротив, она считает, что ограничение и запреты скорее увеличивают интерес к алкоголю. Это мы видим хотя бы на границе с Латвией, откуда алкоголь везут в огромных количествах: «Нельзя забывать, что большая часть доходящего до несовершеннолетних алкоголя - из дома».
«Несколько ироничным кажется и то обстоятельство, что в ситуации, когда государство вывело продажу алкоголя за пределы страны, мы еще и пытаемся спрятать последнюю банку пива», - добавила Ломп.
Сестеру непонятна критика магазинов, поскольку нынешняя гибкая система была именно их инициативой. По словам депутата парламента, торговцы в дальнейшем будут иметь возможность оценить, достаточно ли большой у них магазин, чтобы ограничить видимость алкоголя. «Если у торговцев возникнет проблема, ее можно обсудить с Департаментом защиты прав потребителей: отвечает ли запрет предусмотренным законом требованиям», - сказал он.
У Осиновского есть причина для радости
С июня будущего года будет обуздана и реклама алкоголя. В дальнейшем в рекламе запрещено показывать моменты жизни, призывать покупать и употреблять алкоголь, показывать сервировку алкоголя или его употребление, а также связывать алкоголь с каким-то праздником, например, с Днем независимости.
И все же Рийгикогу внес косметическую правку, которая дозволяет показывать в рекламе уже сервированный продукт. Это означает, что в рекламе могут показать пиво, если оно налито в стакан, но, как оно в него наливалось, показывать нельзя.
Представляющий теле-радиофирмы руководитель Эстонского союза вещания Тоомас Вара доволен тем, что закон слегка смягчили, поскольку первая версия, которая «вышла из конторы министра Осиновского, означала практически полный запрет на рекламу». В первой версии законопроекта было написано, что в интернете и на телевидении в дальнейшем можно будет видеть только одноцветную статическую картинку.
Вара был согласен, что алкогольная реклама не должна рекламировать стиль жизни, что употребление алкоголя делает жизнь свободнее и качественнее. Однако нынешний вариант, по его оценке, «что-то посреди деревни», то есть весьма центральный компромисс.
Руководитель Сакуского пивзавода Яан Хярмс считает, что столь жесткие ограничения убьют рекламу алкоголя. «Перечень запретов очень длинный, что сделает рекламу настолько скучной и техничной, что навряд ли есть смысл ее вообще делать», - сказал он. В то же время, Хярмс не исключает, что полет фантазии создателей рекламы позволит им выкрутиться в стесненных условиях. «Но мы уже учли, что значение и объем алкорекламы сильно уменьшатся».
Хярмс пришел к выводу, что пакет продажи и рекламы алкоголя за два года создал большую суматоху. Несмотря на то, что разработанный Евгением Осиновским закон в Рийгикогу несколько смягчился, у министра по-прежнему есть повод для радости: «Он смог сделать очень много плохого для сектора».
Упаковка из шести банок по-прежнему будет стоить дешевле
- Кроме прочего, экономическая комиссия парламента решила изменить следующие пункты Закона об алкоголе и рекламе:
- Демонстрация алкогольных напитков может происходить только в той части магазина, где продают алкоголь. Другими словам, это то место, которое не видно их остального торгового зала.
- По предложению Tallink и Таллиннского аэропорта была внесена поправка, согласно которой торговые ограничения, введенные для обычных магазинов, не действуют в находящихся в аэропортах и портах магазинах, которые расположены в свободной зоне и куда человек попадает после проверки документов.
- Еще раньше из законопроекта пропала статья, которая запрещала продажу алкоголя на заправках.
- Из законопроекта было решено убрать и пункт, который обязывал продавать алкоголь в упаковках по несколько штук по той же цене, что и единичные бутылки. Например, сейчас упаковка из шести банок/бутылок пива стоит дешевле, чем шесть банок, купленных по отдельности.
- По предложению Общества Старого города Таллинна и столичного Департамента предпринимательства самоуправлениям дается возможность ограничивать продажу алкоголя в питейных заведениях во время так называемого ночного покоя. Для этого должны быть веские причины.
Источник: Postimees