Тийна Кауквере: бессмысленный мусор, читать который не обязательно (4)

Тийна Кауквере
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Тийна Кауквере.
Тийна Кауквере. Фото: Helen Marts

Если читатели начнут уважать себя и свое время и перестанут кликать в Интернете на всякий мусор, это здорово поможет в деле очищения журналистики, пишет Тийна Кауквере.

Я – журналист, и моя работа – информировать вас о происходящем в вашей повседневной жизни. На основании этой информации у вас есть возможность принять решение, сделать выбор и обсудить многое. Это интересная, эмоциональная работа. Я могу общаться, увидеть все собственными глазами, услышать собственными ушами и в итоге сделать то, что я люблю больше всего – написать. Но эта работа – большая ответственность, поскольку слово имеет влияние: оно может уничтожить, а может построить.

Я привыкла, что мне как журналисту, задают много вопросов: откуда вы берете темы, почему журналистика стала желтой, неуравновешенной или негативной. Думаю, что не будет лишним, если я отвечу на один из вопросов вопросом: а почему невесты Танеля Падара интересуют вас больше, чем то, что делает правительство, что представляют из себя наш бюджет, социальные проблемы или истории о чьих-то победах? А вы, читатель, думали когда-нибудь об этом? Успеваете ли вы, прежде чем кликнуть на новость, обдумать свой выбор?

Я думаю как о своих собственных, так и о ваших кликах. Их мне показывает статистика. Я вижу, что вы читаете основательно, что пробегаете по диагонали, а что оставляете непрочитанным. Я знаю, чем именно вы интересуетесь изо дня в день. А вы сами это знаете?

Осмелюсь предположить, что большая часть из нас на самом деле не знает, поскольку все эти клики совершаются под воздействием эмоций. Иногда палец нажимает на кнопку мышки прежде, чем желание сделать это успеет возникнуть в сознании. Бездумное движение, которое заслуживает анализа. И так происходит не только на страницах Postimees и Delfi, а при чтении всех современных СМИ, где не требуется регистрация или желание зарегистрироваться исполняется при помощи взгляда.

Иногда я нахожу себя на странице Postimees или в Facebook, даже не зафиксировав момента, когда я вводила в браузер эти названия. Несколько месяцев назад я обнаружила, что изучала Instagram, но так и не смогла припомнить, когда загрузила это приложение в свой мобильный телефон. Когда это стало повторяться,  я решила удалить его вместе с другими социальными сетями из смартфона. Можете считать, что это радикально, но я почувствовала, что хочу сделать все от себя зависящее, чтобы сохранить власть над своими решениями. Компьютер – мой рабочий инструмент, но, находясь в Интернете по рабочим делам, я принимают достаточное количество решений, продиктованных не разумом, а эмоциями.

Мы постоянно потребляем какой-то мусор, не обращая внимания на свои привычки. Не важно, идет ли речь о СМИ, или о социальных сетях – все находится на расстоянии одного движения пальца. Заскучал на секунду – начинаешь прокручивать новости. Наскучила какая-то песня – тут же сменил ее на новую. Если в любимом сериале идет скучное место, его можно запросто прокрутить, хоть на самую последнюю серию.

Мы разучились терпеть или ждать. Если возникает эмоция, мы, недолго думая, реагируем на нее. Если возникает потребность, мы немедленно ее удовлетворяем.

Но жизнь ведь не такая. Жизнь намного медленнее. Конечно, время у каждого ограничено, но важные изменения и достижения все же требуют времени и стараний. И тогда возникает конфликт, поскольку в жизни нельзя прокрутить, кликнуть и выбрать нужный момент. Нельзя решить глубокие проблемы или удовлетворить возникшую потребность за одну секунду.

Пятнадцать лет я привыкала удовлетворять свои сиюсекундные потребности незамедлительно. Примерно столько же я являюсь пользователем Интернета. За эти же годы потребность пользователя по умолчанию увеличивалась как какая-то хроническая болезнь. Интернет становился все более  значимым в моей жизни.

И знаете, что пострадало из-за этого больше всего? Это очень сильно повлияло на способность сконцентрироваться и… умение читать.

Я помню, как мучилась, когда в школе должна была прочитать статью под пророческим заголовком «Is Google Making Us Stupid» (делает ли Google нас тупыми), автором которой был американский писатель Николас Карр. В статье говорилось о той самой хронической болезни, которая обострилась у меня во время учебы в университете. Поскольку тогда Интернет еще не проник настолько агрессивно в телефоны, у меня уже имелась привычка таскать с собой на каждую лекцию лэптоп.

Карр писал о своей борьбе еще десять лет назад – как Интернет, с одной стороны, стал подарком небес для писателя, а, с другой, значительно повлиял на его умение читать. Интернет словно отгрыз часть способности сосредоточиться и подумать. Карр писал, как его сознание привыкло потреблять информацию так, как это предлагает Интернет: короткими кусками в быстро меняющемся инфопотоке.

Поскольку написанный Карром текст был длинным и требовал погружения, его прочтение иллюстрировала та же самая проблема: читаю пару абзацев - и голове требуется пауза для отдыха, перемена. Возникло ощущение, что я совсем отупела. Сознание нужно было постоянно будить, предлагая ему что-то новое, иначе оно начинало уставать, внимание притуплялось. Это были плоды сформированной годами привычки.

Читая бестселлер Дэна Брауна «Код да Винчи», я поняла, что моя проблема стала очень серьезной. Перед самым раскрытием тайны священного Грааля пришлось сделать паузу. А после нее было сложно уловить линию и восстановить разрушенную картину происходящего. В итоге, прочтение книги стало напоминать выполнение поставленной задачи.

Мысль о том, что я больше не умею читать, напугала. Я чувствовала, насколько мне скучно, насколько мне трудно сосредоточиться и прочесть книгу на одном дыхании от корки до корки. И таким образом отдохнуть от повседневных мыслей.

Мы устали от информационного мусора, равно как и от зависимости от него. Прочтение послания в социальной сети вызывает чувство легкой радости – что-то новое и интересное. И нет разницы, что его прислал коллега из соседнего кабинета. Социальные сети и СМИ, равно, как и журналистика, превратились во что-то, что нужно не читать, а просматривать. И не несколько в раз в день, а несколько раз в час.

Многим достаточно просто просмотреть заголовки. В среднем, на прочтение одного материала читатель тратит меньше 40 секунд, максимально – чуть больше двух минут.

С одной стороны, идет немыслимое пожирание информации, а с другой, ничего не "доедают" до конца. Иногда возникает ощущение, что читателю важно узнать как можно больше в течение как можно меньшего отрезка времени. К чему эти анализы и романы? Объясните все парой фраз, а еще лучше - одним предложением! Но весь этот объем информации человеческий мозг не в состоянии переработать, и даже если есть возможность взять паузу "на подумать", мы, скорее, используем это время для получения новой информации. Мы не даем себе даже пары минут на то, чтобы обдумать свою мысль до конца.

Я думаю, что способность сосредоточиться, умение думать и читать - не единственное, на что влияет инфообжорство. Я уверена, что оно влияет на все. На то, как мы живем. Начиная с того, каким образом мы принимаем свои повседневные решения и общаемся в людьми, и заканчивая тем, доводим ли мы начатое до конца или просто бросаем дело на полпути. Мы же привыкли удовлетворять свои потребности немедленно, а не последовательно над ними работать и стараться достичь поставленной цели.

Можно предъявлять претензии оказавшимся в ловушке собственной бизнес-модели СМИ. Но до тех пор, пока мы не посмотрим на себя и не проанализируем свои потребительские привычки, человек так и будет оставаться в своей собственной западне.

С одной стороны, журналистика борется в Интернете за ваше внимание, но выколачивает из вас способность концентрироваться. С другой стороны, вы сами требуете здесь и сейчас создающей ценности бесплатной хорошей журналистики, но если это предлагается, вас пугают длинные тексты и необходимость в них углубляться. И вместо этого вы отправляетесь на развлекательные порталы.

Вы начинаете свое утро с просмотра новостей и социальных сетей и испытываете от этого моментное удовлетворение. Через несколько часов инфоголод возвращается, и вы снова начинаете тратить бесценное время на просмотры. Мозг «ест» поверхностные материалы так быстро, что иногда скучно становится даже в Instagram, куда другие выкладывают интересные моменты своей жизни. Бешеный поток превращается в обои.

Затем вам кажутся скучными яркие моменты уже собственной жизни, поскольку сознание нетерпеливо спрашивает: а что дальше?

Мне как журналисту сложно говорить на эту тему. Бизнес-модель, которую я критикую, спускает начальство мне и моим коллегам, которые вкладывают всю свою энергию и сердце в то, чтобы создавать профессиональную журналистику. Эта журналистика теряется на сайте среди бессмысленного инфомусора и борется за внимание читателя с новостям о невестах Танеля Падара. И это не секрет, что чаще всего настоящая журналистика выходит из этой схватки проигравшей.

Как бы смешно это ни звучало, одинаково к этому относятся как журналисты, так и читатели. Никто не доволен, но поскольку удовлетворение потребностей стало стилем жизни, никто не ищет причин этой глубокой неудовлетворенности. Желание понять вытесняет новая потребность, новый клик, новый пост, новая эмоция, которую тут же нужно получить.

Просматривая статистику, я ломаю голову: а для кого я пишу, если нежелание углубляться растет в том же темпе. В будущем жизнь не уместится в четыре абзаца, как она не умещается и сейчас.

Решение проблемы кроется там, где и обычно – в вас самих. Прежде всего, возьмите на себя ответственность за свои решения и начните уважать свое время. То, что оно бесценно, знают все новые СМИ, которые борются за него. Единственный, кто его не ценит, - вы сами. Раздаривая его налево и направо. Просматривая сайты до самой смерти.

Потребить всю информацию невозможно, но из-за этого ничего страшного не произойдет. Просто станет ясно, что потребность в информации излишне переоценена. Сложнее всего принять реальность, которая проявится при отказе от всего этого инфмусора: я годами потреблял то, что мне совершенно не нужно.

Начав уважать свое время, кроме себя, вы окажете услугу и журналистике, без которой не обходится ни одно здоровое общество. Требуйте хорошей журналистики, но и читайте ее. Дайте себе время для осмысления и углубления. Не принимайте журналистику как нечто само собой разумеющееся. Как не является чем-то самим собой разумеющимся способность человека углубиться в текст. Для существования обоих нужны определенные предпочтения. Журналистика требует внимания читателей, способности сконцентрироваться и подумать вместе. А способность углубиться требует постоянных тренировок. Особенно в мире, в котором выбором управляют секундные эмоции.

Комментарии (4)
Copy

Ключевые слова

Наверх