«О 2017 годе можно сказать, что базовая экономика изменилась незначительно, все тенденции остались теми же, просто изменений, оказывающих сиюминутное влияние, которые снижают экономический рост, в этом году не было, - объяснил Китт. – Скорее мы шли под влиянием попутного ветра».
В отношении начавшегося года, на словах аналитики настроены оптимистически, но предложенные ими цифры показывают, что оптимизм этот несколько сдержанный. Единственными, кто предсказывают на этот год рост экономики более четырех процентов, стали журналисты Postimees (в среднем, 4,9 процента), ровно четырехпроцентный рост прогнозируют Институт конъюнктуры и Министерство финансов. Остальные участники большого экономического прогноза Postimees оказались более осторожными.
То же самое с индексом потребительских цен. Postimees предсказывает рост цен на 4,1 процента, остальные – значительно более низкий.
По словам Роберта Китта, введенные с этого года налоговые изменения могут повлиять на секторы местного потребления, что, конечно, рискованно.
«К счастью, дующий из внешней среды попутный ветер намного сильнее, чем встречный ветер, спровоцированный нашей налоговой нестабильностью», - рассуждает руководитель банка. По его словам, есть и риск того, что упадет внешний спрос. «Но пока не видно, что заказ начал снижается, а это значит, что, по крайней мере, полгода мы будем двигаться дальше», - сказал он.
Главный аналитик банка Luminor Тыну Пальм, который точнее всех предсказал состояние экономики прошлого года, считает начавшийся год знаковым.
«Безусловно, очень многое достигнуто, начиная с того времени, как была восстановлена независимость Эстонии, но решением многих проблем (например, сведением соответствия доходов со старением населения) еще только предстоит заняться! Прыжок от 400-еврового дохода к 800-евровому совершить намного проще, чем следующий: от 800 евро к 1600 евро, - сказал Пальм.
«Успешные мировые экономики все быстрее меняются на сконцентрированные на технологиях и науке. Поэтому международная конкуренция становится все более напряженной и нужны очень быстрые перемены. В Эстонии уже достигнута всеобщая трудозанятость, поэтому скорость дальнейшего роста благосостояния, прежде всего, зависит от создания рабочих мест с добавочной ценностью», - сформулировал он ключ к будущему.