Поставщики фейерверков говорят, что сезон продаж прошел согласно ожиданиям и призывы отказаться от фейерверков на них не повлияли
Руководитель Ruf Ilutulestikud: латыши нелегально продавали фейерверки на парковке Järve Selver
Новый год начался, а старый проводили традиционными салютами. Postimees поинтересовался у поставщиков и продавцов, как прошел их сезон, и принесли ли плоды призывы пожертвовать деньги нуждающимся, вместо того, чтобы потратить их на фейерверки?
Руководитель Ruf Ilutulestikud Иво Мелдер сказал, что крупных перемен не произошло и уже несколько лет продажи остаются стабильными. Больше всего продали товаров, на которых были установлены ценники до 30 евро, а основным ходовым товаром стали батареи фейерверков. «Они популярны, поскольку там много выстрелов, они безопасны и в художественном смысле есть много разных вариаций», - сказал Мелдер.
На вопрос: повлияли ли призывы на продажи, он точно ответить не смог, но сказал, что такие призывы звучат постоянно: «Звучат призывы – пересядем на велосипеды. Но это же не означает, что все начнут ездить на велосипедах и из магазинов раскупят все велосипеды».
По словам Мелдера, фейерверки покупают и используют в течение всего года. Он говорит, что, по данным исследований, в Эстонии около двух третей жителей пользуются фейерверками: «То, что кому-то не нравятся брюнетки, а кому-то – дизельные автомобили, не означает, что брюнетки не выйдут замуж, а дизельные машины никто не будет покупать».
В этом году в Эстонию приезжали продавать пиротехнику даже из Латвии, хотя у нас более жесткие правила, чем в Финляндии и в самой Латвии: «То, что у нас более жесткие правила, означает то, что у нас есть подпольная продажа. Я сам слышал, что фейерверки продавали на парковке торгового центра Järve Selver из машины с латвийскими номерами». По его словам, минувшей осенью Латвию потряс взрыв в доме у пиротехника, в результате которого погибли пять человек. После взрыва, правительство ввело серьезные ограничения на продажи пиротехники. «Это не значит, что товар исчез со складов. Также как везли в Эстонию, везли и в Литву. Я более чем уверен, что если автобусы добрались до Таллинна, на юге Эстонии шла еще большая торговля».
Мелдер также добавил, что паника, поднятая в СМИ, будто фейервеки загрязняют воздух, преувеличена. Она говорит, что разговоры о содержащихся в фейерверках тяжелых металлах и радиоактивных веществах не отвечают действительности: «Мы все же живем в достаточно развитом правовом пространстве и, если пиротехника отвечает стандартам CE, можно быть полностью уверенными, что никаких радиоактивных веществ или другой гадости в воздух не выпускается».
Руководитель Arnika Ilutulestikud Эдуард Тани выразил надежду, что в этом году продажи могли даже вырасти на несколько процентов, поскольку их сфера деятельности очень плотно связана с экономикой Эстонии. «Чего хочет народ? Хлеба и зрелищ. Если у народа есть деньги на хлеб, то будут продаваться и зрелища. Фейерверки занимают последнее место в списке зрелищ», - сказал Тани.
Продукция, которую больше всего покупали у Arnika, находилась в ценовом промежутке 30-50 евро, и самыми популярными были праздничные салюты, в которых 88 выстрелов, и которые стоят по 38 евро: «Их вернулось меньше всего – 39 штук».
Призывы отказаться от фейерверков он сравнил с отказом от музыки или другого искусства: «Это то же самое, как когда рок-концерт идет до двух, а чей-то ребенок хочет лечь спать раньше, но ему мешает этот звук».
Руководитель Hansa Ilutulestik Калле Тюйр смог сказать, что у них изменения в продажах были минимальными. Некоторые торговые точки заработали больше, а некоторые – меньше, но остаток должен быть таким же.
Он добавил, что на торговых точках Таллинна мог быть спад, но, по его словам, на это могло повлиять то, что 31 декабря выпал на воскресенье и люди просто уехали из города.