И все же нужно признать и обеспокоенность Европейского суда по правам человека по поводу очень большого риска злоупотреблений в областях, где деятельность в большей степени засекречена. Именно большой риск злоупотреблений мог бы быть тем обстоятельством, которым можно было бы объяснить отрывающуюся от нынешней правовой практики регуляции. Во всяком случае, пространства для обсуждений тут больше, чем достаточно.
Слишком много государственных тайн
Вопрос и в том, что и как мы вообще засекречиваем. Засекречивание не хорошо для общества и к этому нужно прибегать в последнюю очередь. Засекречивание порождает недоверие, особенно тогда, когда причины этого непонятны.
Приведу всего один пример работы учреждения безопасности. Одним из главных рабочих инструментов учреждения безопасности является сбор информации. «Сбор информации» - это вежливый термин в числе прочей упреждающей оперативной деятельности в отношении своих граждан, которую проводят, не имея никаких подозрений в совершении преступления.
В связи со сбором информации государственной тайной являются не только ходатайства и разрешения суда на сбор информации, но и собранная информация, а также рабочие методы по сбору. По действующему праву, государственной тайной является и общее число сборов информации, количество ходатайств на сбор информации, количество выданных разрешений, количество отказов, а также классификация ходатайств и разрешений.
Поэтому мы не знаем, как много на самом деле в Эстонии следят. Мы не знаем этого даже в общем, не говоря о какой-то классификационной статистике. Общественность должна довольствоваться лишь примерно раз в год сообщенным парламентской спецкомиссией по надзору за учреждениями безопасности стандартным признанием «все в порядке, не беспокойтесь». Такая ситуация удобна для учреждений безопасности, поскольку так не нужно оправдывать перед общественностью свою скрытую деятельность. Если общественность не умеет или не может спросить, не нужно и отвечать.
Тут заслуживает внимания, что в составленном еще в 2012 году Государственным судом анализе «Обязательный предварительный контроль оперативной деятельности» был поставлен вопрос, нужно ли защищать статистику по всем ходатайствам и разрешениям о сборе информации государственной тайной? Вряд ли такое внимание Государственного суда было новостью для законодателей. Но если законодатель не хочет заниматься проблемой, есть только одна возможность – по инициативе канцлера юстиции отдать этот вопрос коллегии по надзору за конституционностью Государственного суда.
Желаю Эстонии в новом (юбилейном) году меньше тайн и больше откровенности!