«Мы поняли, что сегодняшний мониторинг означает сбор big data. Мы должны искать тенденции и структуры, а не отдельные статьи, на которые нужно быстро и нервно реагировать», - отметил Рааг. Лучший обзор означает и лучшие решения.
Создание собственных сообщений Эстонии, которые способствовали бы обеспечению безопасности, по словам Раага, является сложнейшей задачей создаваемой команды. По его оценке, создавать и использовать кампании можно было бы, например, в таких ситуациях, как первое прибытие батальона союзников по НАТО в Эстонию.
«Тогда в эстонской и русской общинах бродило много слухов, а также стоял вопрос: смогли бы мы добиться того, чтобы у эстонцев и русских была одинаковая фактическая информация?» - привел пример Рааг.
На том, что стратегическая коммуникация в Государственной канцелярии должна быть усилена, несколько лет назад настаивал тогдашний министр обороны Маргус Цахкна. Теперь он говорит, что в слабости страткома он как министр видел риски для безопасности, которыми слишком мало занимались.
«Если мы посмотрим, в каком направлении эти темы развивались в мире, то увидим, что пропагандистская война реально идет. В Эстонии эту систему пытались создать после бронзовых ночей, но все это тихо замерло», - говорит нынешний депутат парламента.
По словам Цахкна, создаваемая команда должна быть аполитичной и согласно структуре она такой и является. «Очень важно, что теперь поняли, что делать, и раздробленный в Эстонии ресурс теперь нужно попытаться запустить в работу в едином ритме», - советует он.