«Мы должны активно участвовать в европейской политике. Наши отношения с другими странами ЕС дают нам возможности, о которых раньше мы могли только мечтать», - говорится в предвыборном манифесте Драгоша.
Что касается санкций в отношении России, то Драгош - за их сохранение.
«Санкции против России были введены после того, как она грубо нарушила Будапештские соглашения 1994 года, которые гарантировали территориальную целостность Украины [...] С моей точки зрения, основания для санкций сохраняются», - сказал Драгош в телеинтервью накануне Нового года.
«Меня беспокоит ближайшее окружение президента, которые явно тащат Чешскую Республику туда, куда я лично не хочу. Тащат на восток, в сторону путинской России, в сторону Китая», - сказал Драгош уже в новом году в интервью изданию Actualne.cz.
Ориентация президента на Запад или Восток, его мировоззрение могут быть важны для чешских избирателей, но внешним наблюдателям важно помнить, что президент в парламентской республике, каковой является Чехия, - в большой мере фигура церемониальная и не формирует напрямую ни внутреннюю, ни внешнюю политику.
Если предсказания социологов верны и во второй тур выйдут Земан и Драгош, то на итог этого финала могут сильно повлиять до сих пор не определившиеся граждане. Их, по данным опросов, довольно много - от 10 до 26%.
«Все будет зависеть от явки. Пока шансы приблизительно равны. Если честно, то я ожидаю какого-то скандала между турами. Посмотрим, сработает ли», - говорит Ондржей Соукуп.
Эмиль Сулейманов предполагает, что на второй тур «часть населения мобилизуется, потому что Земан и его пророссийские, прокитайские позиции для них абсолютно неприемлемы».
Впрочем, прийти голосовать во втором туре могут и скрытые до тех пор сторонники Земана.
Помимо Милоша Земана и Иржи Драгоша, на пост президента Чехии претендуют еще семь человек. Наиболее заметные из них - деятель искусства Михал Хорачек и бывший премьер-министр Мирек Тополанек. Ни тому, ни другому социологи не обещают выхода в финал, но и не исключают его полностью - все из-за той же большой массы неопределившихся.