Мы считали договоренности достигнутыми и не предпринимали в отношении Эстонии никаких недружественных шагов. Эстония эти договоренности не выполнила, напротив, русофобская риторика усугубилась. Мы считаем, что в таких условиях наше общество и парламент не сочли бы разумным, если мы бы представили этот договор и на ратификацию в Думу.
Хочу подтвердить, что граница существует. Надеюсь, что и договор о границе в один прекрасный момент будет ратифицирован. Никто не может сомневаться в нынешней границе. Однако для того, чтобы договор вступил в силу, а Россия и Эстония жили бы нормально, нужно перестать быть одним из трех-четырех главных активистов в НАТО и Евросоюзе, которые насмерть стоят за то, чтобы тащить все эти структуры в направлении оголтелой русофобии, сказал глава российского внешнеполитического ведомства.
Комментарий министра юстиции Эстонии Урмаса Рейнсалу:
Заявление министра иностранных дел России Лаврова об Эстонии на сегодняшней пресс-конференции заслуживает внимания. А именно, он обозначает два важных для режима Кремля предпочтения для нормализации отношений. Во-первых, введение самоцензуры для НАТО и ЕС при формировании политики в отношении России, а также, по всей вероятности, отказ от требований, чтобы Российская Федерация придерживалась принципов международного права, не нападала на танках на другие страны, а также не использовала средства мягкой агрессии для влияния на западный мир.
И, во-вторых, Эстония должна руководствоваться геополитикой в российской политике, то есть не забывать своего территориального местонахождения. Первое предпочтение Лаврова можно назвать вмешательством во внутренние дела Эстонии при формировании ее политики в отношениях с международными организациями, а второе заявление можно расценивать как угрозу. В случае обоих предпочтений Лавров, по сути, отмечает, что если Эстония не сбавит обороты и не начнет заниматься политикой на основе своего места на карте, то отношения будут оставаться ненормальными и сохранится давление России на Эстонию.
С точки зрения Кремля, предпочтением для так называемых отношений, является то, что Эстония как страна не занимается самостоятельно своей политикой безопасности и внешними делами и молча отдает себя в сферу влияния России. Лавров определенно заявил, что российская политика сфер влияния распространяется и на Эстонию.