9 Мая. Эта победа вернула надежду миру, который стоял на краю пропасти. Она определяет жизнь Европы и мира до сих пор. Одни хотят к ней примазаться, другие - пытаются игнорировать. Но правда очень проста: для того, чтобы нынешняя благополучная Европа могла мирно вникать в нюансы той войны, миллионы советских людей костьми легли, чтобы остановить военную машину нацистской Германии, заплатив самую дорогую цену за ошибки своих и чужих лидеров. Недомыслие западных лидеров сначала привело к унижению сверх меры Германии в Версале. Потом они своими уступками разожгли аппетиты Гитлера. Позже Советскому Союзу не оставили другого выбора - погибнуть в одиночку под колёсами немецких танков или победить.
Будет ли у борьбы с террором свое 9 Мая?
Никакие ошибки и преступления Сталина не могут в глазах нормальных людей всего остального мира умалить величия подвига советского народа. Автору очень близка позиция президента Польши Александра Квасьневского, который в 2005 году сказал: «У поляков, как ни у кого другого, накопились претензии к России за сложную совместную историю. Но именно русские заплатили за победу над фашизмом самую дорогую цену, поэтому из уважения к миллионам погибших, я буду на юбилее в Москве».
Автор - потомок двух народов, поляков и белорусов, которые относятся к тем, кто необычайно сильно пострадал от минувшей войны. Наша семья тоже не осталась в стороне от того горя, который принёс фашизм. Дед Митрофан Сайковский навечно остался в польской земле. Поэтому про прощение тех, кто сжигал дотла белорусские и польские деревни это не ко мне. Про то, что фашизм и сталинизм это одинаковое зло – тоже. И уж совсем не стоит со мной говорить про то, что ветераны достойны уважения независимо от того на какой стороне они воевали. Освенцим и Хатынь дело рук армии конкретного государства. А те, кто от имени этого государства уничтожал моих соплеменников, убийцы независимо от срока давности, необходимости соблюдать приказ и прочей аморальной болтовни. Когда руководители Эстонии говорят нечто иное, то они очень низко падают в моих глазах.
Нынешняя борьба с терроризмом имеет много аналогий с событиями 1923-1945 года. Появился Гитлер. Немецкие политики и олигархи были уверены, что он будет бороться только с коммунистами, а когда тот пришёл к власти в Германии, то западные политики думали примерно тоже. Он восстановил немецкую военную машину, и они мечтали о том, что направит её сразу на Россию. По аналогии с этим бен Ладену тоже долгое время не мешали укреплять свою террористическую группировку. Все были уверены, что она будет всегда бороться только со ставленниками Москвы в Афганистане.
Захват Рура и аншлюс Австрии Германией, и предательство Чехословакии западными лидерами имеют свою аналогию в борьбе Запада с Аль-Каидой. В обоих случаях это время, когда зло ещё можно было остановить малой кровью. В девяностых бен Ладен начал активную антизападную деятельность (будем исходить из того, что именно он взорвал американское посольство в Кении и Танзании, WTC), его ещё можно было остановить, избежав огромных жертв, если начать реальную борьбу.
Но в это время все западные спецслужбы почивали на лаврах развала СССР и ненапряжённо работали в Югославии, Ираке и Сомали. Чем всё это закончилось для этих стран, мы теперь знаем. И вот наступило 1 сентября 1939 года/11 сентября 2001года. Оба события стали переломными в мировой истории. Но даже после них западные лидеры не очень последовательно боролись с мировым злом. Во второй мировой войне союзники 5 лет «валяли дурака» с открытием второго фронта, и откладывали серьёзную борьбу с Гитлером. Нелюбимому ими Сталину для борьбы в одиночку с Гитлером пришлось создать гигантскую военную машину, которая потом держала Запад в страхе ещё полвека. Сейчас вместо борьбы с терроризмом они занимаются какими-то тёмными делами в Ливии, плодят новых врагов на Востоке. Тем самым укрепляют фундаменталистов и усиливают антизападные настроения.. Может легкомыслие и недальновидность лидеров это неизбежные пороки западной либеральной демократии? Причём легко доказать, что степень либерализма в конкретной стране пропорционально легкомыслию лидеров.
Но если во второй мировой войне было своё 9 Мая, то в борьбе с терроризмом до этого ещё далеко. Ликвидация бен Ладена это больше похоже на разгром немцев под Москвой: повод для радости есть, но впереди ещё много испытаний. Прошло всего две недели после гибели главного террориста, но уже сейчас есть повод задуматься: всем ли был так плох покойный. При всех своих реальных и мнимых ужасных чертах невозможно отрицать, что он был аристократом террора. У него за плечами была идея и хоть какая-то, пусть и ужасная, идеология. Если читать его критику западного образа, то многие из нас вполне согласились бы принять какую-то её часть. Он имел некие принципы, и, например, старался избегать жертв среди мусульман. А его харизму не отрицают даже самые заклятые враги. Она была явно сильнее, чем у любого лидера Запада и Востока. Его приемник на посту главного террориста Аль - Завахири не обладает многими описанными чертами. Не имея такой же харизмы, он свой авторитет поддерживает импульсивными, жёсткими решениями, которые могут касаться и соратников по борьбе. Семью он держал при себе и не уберёг: жена и 6 детей погибли в декабре 2001 года во время ракетных атак на лагерь талибов. Так что у него есть серьёзные личные причины ненавидеть американцев.
Принимая решения о новых терактах, он не видит проблемы в том, что могут погибнуть мусульмане. Может оказаться, что сочетание особенностей характера нового главного террориста и очередные глупости Запада на Востоке приведут к такой крови, что мы ещё заскучаем по временам бен Ладена, когда всё было понятно и предсказуемо.
Эстонскую политическую жизнь в этот раз комментировать не стану. Это мой маленький протест против заявлений наших руководителей 9 Мая. Небольшой комментарий будет касаться приговора по делу Галоян. Смотрим сначала в её CV. Там есть всё: публикации, Тартуский Университет и Дипломатической школа МИДа. Потом смотрим на неё саму, её реальные высказывания и конкретные действия. Возникает глобальное сомнение в ценности всей этой гламурно - престижной системы образования в области международных отношений и внешнеэкономической деятельности.
Поучительная история
В конце войны немцы старались попасть в плен к западным союзникам. Они понимали, что у советских солдат слишком много причин не брать их в плен живыми. Но иногда они оказывались в ситуации, когда лучше бы им оказаться в русском плену . В английских частях были подразделения из одних евреев, которые образовывались после освобождения концлагерей. Они настолько жёстоко обходились с немцами, даже если те добровольно сдавались в плен, что пришлось назначать специальных комиссаров, чтобы те боролись с этими расправами.