Мороз бездомных из леса не выгнал

Уве Гнадентайх
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.

Вчера Postimees писал о том, что умеренный мороз полезен для здоровья. Кажется, именно под таким девизом в течение ряда лет несколько человек живут в лесу на Штромке, между Палдиским шоссе и пляжем. 

Возле входной двери известнякового подвала висит старое ватное одеяло. Внутри тихо играет радио. Когда свет проникает в подвал, под кучей одежды на матрасах кто-то начинает ворочаться. 

Бездомных мороз не пугает. А метеорологи обещали, что через несколько дней потеплеет. 
Бездомных мороз не пугает. А метеорологи обещали, что через несколько дней потеплеет. Фото: Mihkel Maripuu/Eesti Meedia/Scanpix Baltics

На улице мороз в девять градусов, но как сообщили метеорологи, по ощущениям это все -20. Вышедший из бункера 59-летний Валдо не спорит: да, на улице может быть минус девять. Но это скоро пройдет – в конце недели должно потеплеть, ответственно заявляет мужчина.

По словам Валдо, бездомным он является уже около трех лет. На окраине Палдиского шоссе он проводит уже вторую зиму. Не думал ли он отправиться в приют? «Я никогда не обращался ни в один приют, да я и не хочу. Сам справлюсь, - заверяет он и добавляет. – Недавно же была статья в газете, что там насилие и все такое. Мне этого не нужно».

"Я много думал о будущем, но ничего не придумал", - говорит бездомный.
"Я много думал о будущем, но ничего не придумал", - говорит бездомный. Фото: Mihkel Maripuu/Eesti Meedia/Scanpix Baltics

Если один бездомный говорил Postimees, он не хочет идти в приют потому, что там требуют отдать большую часть крошечной пенсии, то Валдо еще не достиг пенсионного возраста. И пенсия по инвалидности ему не назначена, хотя одну руку оперировали уже два раза. А нога настолько плоха, что на ней можно только ковылять. Из-за этого Валдо не берут на работу. 

Один из обитателей лагеря бездомных живет в палатке.
Один из обитателей лагеря бездомных живет в палатке. Фото: Mihkel Maripuu/Eesti Meedia/Scanpix Baltics

Всего вместе с Валдо в бункере и по соседству с ним живут трое бездомных, среди которых одна женщина. «Она совсем инвалид. Передвигается только с палочкой. Смотри, она спит там, в палатке», - говорит Валдо. Третий житель – 46-летний мужчина, который якобы ходит на работу. Выживают они, собирая бутылки, и на то, что приносят хорошие люди: «Многие местные жители нам знакомы, они часто что-нибудь приносят».

Жена выгнала мужа из дома

Бездомным Валдо стал по тому же сценарию, как и многие его собратья по несчастью: «Я на самом деле островитянин. Последние 24 года жил в Таллинне. Жил с женой, но однажды поцапались - и все. Квартира принадлежала жене, она ее продала, и мне не досталось ничего».

Из крыши бункера торчит какая-то труба, но для сохранения тепла она тщательно законопачена и, по словам Валдо, печь они не топят. «Печи же нет. У нас была хорошая печь, такая круглая, металлическая, - рассказывает он. – Но ее стащили. Мы перенесли ее сюда с прошлого места обитания и оставили на улице, а ей приделали ноги».

У стены бункера есть маленькая поленница, но она предназначена для костра, на котором готовят еду. Над уличной кухней натянута крыша из пленки, в наличии множество кастрюль и сковородок. А когда на улице мороз, решается и проблема отсутствия холодильника.

Непрошеные гости в придорожный лесок не ходят. «Только полиция появляется время от времени. У нас есть документы, но их обычно не нужно показывать, они давно знают нас в лицо»,- говорит Валдо. Один раз, по его словам, приходили и какие-то социальные работники, но потом от них не было ни ответа, ни привета. У всех трех бездомных есть телефоны, но им никто не звонит.

Как долго Валдо думает так жить? «Я много думал о будущем, но ничего не придумал. В глубокой старости так не проживешь. Но ведь живут», - отвечает Валдо.

У них нет дома

Еще один не боящийся морозов человек живет на территории за бывшим целлюлозным комбинатом, в маленькой рощице возле виадука Петербургского шоссе. Летом листья скрывают установленную там будку, сейчас ее видно издалека. 

Еще один "дом" бездомного, расположенный у Тартуского шоссе. 
Еще один "дом" бездомного, расположенный у Тартуского шоссе. Фото: Mihkel Maripuu/Eesti Meedia/Scanpix Baltics

В сколоченной из фанеры будке стоят покрытый одеялами диван и шкаф, на котором красуется сгоревшая до половины свеча. Переднюю стену, однако, заменяет пленка, от которой нет особого тепла. Снаружи валяются кресло, матрасы и другая мебель. Их жильцу не нужно таскать издалека, поскольку на расстоянии в несколько десятков метров расположена парковка, на краю которой в числе прочего регулярно появляется старая мебель, бытовая техника и другой мусор. 

В будке есть даже диван, но одна стена строения - всего лишь пленка.
В будке есть даже диван, но одна стена строения - всего лишь пленка. Фото: Mihkel Maripuu/Eesti Meedia/Scanpix Baltics

На улице мороз в девять градусов, сильный ветер, и рядом с будкой не видно ни души. По следам на образовавшейся за минувшую ночь снежной наледи можно увидеть, что кто-то тут сегодня бродил. В отличие от места обитания бездомных в окрестностях Палдиского шоссе, здесь на земле валяется много бутылок от любимого напитка бомжей – лимонного то ли одеколона, что ли лосьона. Жидкость, предположительно предназначенную для косметических целей, продают в киосках на расположенном неподалеку рынке в 250-миллилитровых пластиковых бутылках.

К вечеру обещают шторм, но уже к полудню на горке Сосси дует настолько сильный ветер, что местный житель рискует к вечеру не найти своего «дома».

Комментарии
Copy
Наверх