Суд ЕС постановил, что соискатели убежища не должны проходить психологический тест для определения сексуальной ориентации.
Суд не разрешил проводить тесты на определение сексуальной ориентации беженцев
Венгерский суд Сегеда по административным и трудовым вопросам обратился в Европейский суд с вопросом, могут ли венгерские ведомства оценивать заявления соискателей убежища о сексуальной ориентацией с помощью психологической экспертизы, сообщил суд. Причиной для обращения стала жалоба гражданина Нигерии.
Гражданин Нигерии в 2015 году подал венгерскому ведомству ходатайство о предоставлении убежища, в котором заявил, что боится связанных с гомосексуальностью преследований в стране происхождения. Ведомства заняли позицию, что высказывания соискателя не являются противоречивыми, но его ходатайство не было удовлетворено. Ведомства обосновали это тем, что назначенная им психологическая экспертиза не подтвердила заявленную сексуальную ориентацию.
Вслед за этим соискатель обратился в венгерские суды с жалобой, в которой заявил, что психологические тесты нарушают его основные права и не позволяют установить его сексуальную ориентацию.
Европейский суд, рассмотревший обращение суда по административным и трудовым вопросам, отметил, что директива об условиях предоставления статуса беженца позволяет ведомствам стран-членов при рассмотрении ходатайства об убежища назначать экспертизу, чтобы лучше выяснить реальную потребность соискателя в международной защите. В то же время, условия пользования экспертизой должны соответствовать основным правам, которые гарантирует хартия ЕС об основных правах.
Суд подчеркнул, что при оценке заявления соискателя о его сексуальной ориентации ведомства и суды страны не могут опираться только на заключении эксперта, и что это заключение не может быть для них обязательным. Кроме того, по мнению суда, подобные экспертизы обладают в лучшем случае ограниченной надежностью.
По мнению суда, проведение психологической экспертизы для выяснения сексуальной ориентации соискателя следует рассматривать как нарушение права на неприкосновенность частной жизни. Суд подчеркнул, что экспертизу можно считать уместной только в том случае, если она основана на достаточно надежных методах.
По мнению суда, подобные экспертизы оказывают непропорциональное влияние на частную жизнь, вмешательство такого рода является тем более тяжелым, поскольку оно направлено на получение обзора наиболее интимных аспектов жизни соискателя.
Суд в своем решении также отметил, что проведение психологической экспертизы для определения сексуальной ориентации соискателя убежища не является непременно необходимым для оценки достоверности заявлений соискателя о его ориентации. По мнению суда, ведомства могут также опираться на логичность и убедительность заявлений.