Сталин жив? Трагикомическая связь времен (8)

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Вадим Штепа.
Вадим Штепа. Фото: личный архив

Вчера, 25 января, в России должна была состояться премьера британско-французской комедии Армандо Ианнуччи «Смерть Сталина». Однако с фильмом случилась почти детективная история – сначала Министерство культуры выдало ему прокатное удостоверение, но за два дня до премьеры его отозвало. 

Это было решение общественного совета при министерстве, в которое входят режиссер Никита Михалков, писатель Юрий Поляков и другие близкие власти культурные деятели. Актриса Елена Драпеко назвала фильм «пасквилем и провокацией». И в конце концов они переубедили министра культуры Владимира Мединского, который также выступил за запрет картины, заявив, что «многие люди старшего поколения воспримут его как оскорбительную насмешку над всем советским прошлым».

Против проката фильма в России выступил даже сын Хрущева Сергей. Любопытно, что с 1990-х годов он проживает в США, но требует оттуда, чтобы на родине не показывали эту «подлую ложь».

Что же так возмутило всех этих защитников «славного прошлого»? В картине Ианнуччи с участием довольно известных актеров показана абсурдная ситуация, характерная для различных мировых диктатур. После смерти вождя там начинается паника и «наследники» начинают лихорадочно делить власть.  

Разумеется, это не документальный фильм, к которому можно было бы предъявлять какие-то исторические претензии. Это комедия, которая не претендует на полную фактическую достоверность. Хотя сам режиссер говорил, что многие его русские коллеги, посмотрев это кино, назвали его «смешным, но правдивым».

Мне в этой связи вспомнился другой фильм, еще 1992 года – «Комедия строгого режима», поставленный по мотивам произведений Сергея Довлатова. Там советские заключенные ставят спектакль на тему Октябрьской революции и так вживаются в образы революционеров, что совершают побег. Хотя советские вожди, начиная с Ленина (которого блестяще играет Виктор Сухоруков), показаны абсолютно сатирически, эта комедия не вызвала тогда никаких протестов, но наоборот – побеждала на многих фестивалях.

Но видимо, за минувшую с тех пор четверть века в России что-то кардинально поменялось. Если тогда все понимали давнюю максиму: «Человечество расстается с прошлым, смеясь» (кстати, ее приписывают Карлу Марксу), то сегодня Россия, напротив, уходит в прошлое. Упомянутая уже актриса Драпеко предложила создать «экспертный совет по нравственности», который занимался бы цензурой художественных произведений.

И это касается не только советского прошлого. Многим еще памятен крупный прошлогодний скандал с фильмом Алексея Учителя «Матильда», противники которого заявляли, что он «порочит память» последнего русского царя. Однако если против «Матильды» в основном выступали представители церкви и монархических движений, то протесты против «Смерти Сталина» объединили вокруг себя государственных чиновников и влиятельную «культурную номенклатуру».

Эта комедия неприемлема для них, потому что показывает власть смешной и тем самым лишает ее ореола «сакральности». Сталина теперь принято изображать крупным историческим деятелем, еще иногда дозволительно показывать его страшным и жестоким правителем. Но ни в коем случае не смешным – это напрочь разрушает благоговейный трепет перед властью, характерный для империй.   

И «старшие поколения», которые якобы могут «быть оскорблены» этой комедией, тут совсем не при чем. Среди пожилых людей - немало пострадавших от сталинизма. В данном случае «оскорбилась» сама власть и близкие к ней культурные деятели – этот фильм просто ломает их исторические мифы, которые они пытаются навязать и новым поколениям.

Кроме того, запрещая комедии, режим демонстрирует тем самым лишь собственную комедийность. Сегодняшняя российская ситуация с новым культом вождя и перед очередными, абсолютно предсказуемыми его «выборами» выглядит какой-то трагикомической пародией на сталинскую эпоху. Поэтому фильм Ианнуччи может восприниматься и как «неуместное» пророчество о будущем…

А «запреты» в сетевую эпоху все равно малоэффективны. Те россияне, которые хотят посмотреть этот фильм, обязательно найдут его в интернете. И даже повторится «эффект Стрейзанд» – когда попытка запретить какую-то информацию приводит лишь к все большему ее распространению. Так что российские чиновники, запрещая этот фильм, помимо своей воли только все больше его популяризируют. 

В Эстонии «Смерть Сталина» сейчас демонстрируется – но только в очень немногих кинотеатрах. Хотя эту комедию было бы полезно посмотреть тем, кто все еще верит пропагандистским картинкам российского телевидения. Чтобы выключить телевизор, включить иронию и увидеть, чем обычно кончается пропаганда…

Наверх