Эдвард Лукас: десять распространенных на Западе заблуждений о России (4)

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Эдвард Лукас.
Эдвард Лукас. Фото: Liis Treimann

Раньше беспокойство из-за внешней политики России считалось странным, но теперь оно стало мейнстримом. В то же время продолжает циркулировать множество заблуждений, которые мешают нам отвечать на козни Кремля. Ниже перечислены десять таких заблуждений, пишет журналист Эдвард Лукас.

1) «Опасность носит военный характер».

Да, на Украине идет война и следует продолжать усиление нашего присутствия в Балтийских странах. Да, современное российское оружие (по крайней мере, прототипные модели) бывает внушительным, но Россия — не военное сверхгосударство вроде Советского Союза, она не выдержала бы полномасштабной войны с Западом. Военный блеф и запугивание — это важно, но это всего лишь часть гораздо более широкого набора инструментов гибридной войны.

2) «Это новая проблема».

Она кажется новой только тем, кто раньше не обращал на нее внимания. Советский Союз был первооткрывателем в области политической войны. Россия практиковала неоколонистическое запугивание соседей еще до того, как Владимир Путин пришел к власти. Спросите у Балтийских стран, грузинов, молдаван и украинцев. Они и другие предупреждали Запад в девяностых, но мы не прислушивались.

3) «Ядро проблемы — фейковые новости».

Это насквозь бесполезное выражение сейчас означает всего-навсего «информационное освещение, которое мне не нравится». Более того, информационные операции — это всего лишь одна, достаточно заметная, часть арсенала Кремля. Невидимые нам части внушают в целом гораздо больше тревоги.

4) «Это наша вина».

Моральная равноценность продолжает изводить западное мышление. Российские тактики якобы не хуже тех, которые западные страны применяли в прошлом. Второй аргумент — мы спровоцировали Кремль расширением НАТО и ЕС. Оба утверждения ложны. Мы защищаем основанный на правилах и сформировавшийся после 1991 года международный порядок, который предлагает слабым в отношениях с сильными хотя бы какие-то гарантии достижения справедливости. Россия хочет заменить его системой «права сильного». НАТО и ЕС не принимали новых членов в рамках некоего квазиимпериалистического проекта, но потому, что бывшие порабощенные государства стучали в дверь и просили, чтобы их впустили. Одна из причин, и не самая незначительная, заключалась в том, что они видели будущие тенденции России.

5) «Все вращается вокруг США».

В дискуссиях на тему России, которые ведутся в США, солипсизм на удивление широко распространен как среди тех, кто переоценивает вмешательство России, так и среди тех, кто его отметает. Российские тактики применялись в десятках других стран. Американцам было бы полезно поучиться на их опыте.

6) «В этом виноват Путин».

Российский лидер — это симптом, а не причина проблем в наших отношениях с Россией. Основанная на ксенофобии клептократия, как и империалистическое мышление, обладает глубокими корнями. Они были до Путина и переживут его.

7) «Это невозможно остановить».

Точно так же, как неправильно демонизировать Путина, неправильно и переоценивать его хватку. Россия — фундаментально слабое и реакционное государство, которое не может состязаться с Западом. Наша проблема не в отсутствии средств, а в неспособности координировать свою деятельность и недостаточной силе воли, что при желании совершенно поддается коррекции.

8) «Это уже позади».

Да, Запад раскрывает глаза. Да, Россию сдерживают денежные и прочие препятствия. Но сейчас было бы безответственным и поспешным заявлять о победе.

9) «Это второстепенная проблема».

Да, в долгосрочной перспективе Китай гораздо более крупный и внушающий большую тревогу противник, но те узкие места в нашем обществе, которыми сейчас пользуется Россия, может использовать и кумовской капитализм пекинского руководства. Если наш глубоко укоренившийся трансатлантический альянс провалит испытание в Европе, каковы наши шансы сохранить единство Запада в Восточной Азии?

10) «Сфокусируйтесь на сдерживании».

Соблазнительно было бы направить все наши усилия на санкции и прочие меры сдерживания. Уязвимость нашего общества перед грязными деньгами, организованной преступностью, информационными атаками, авантюрами по принципу «разделяй и властвуй», подрывной деятельностью и прочим не исчезнет. Укрепление сдерживания — необходимое для выживания, но недостаточное условие. Было бы гораздо лучше, если бы мы также сумели устранить свои слабости.

Комментарии (4)
Copy
Наверх