Свен Нуутманн: Эстония заслуживает чистого ERR (1)

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото: Mihkel Maripuu

Желание вернуть рекламу на ЭТВ угрожает нарушить уже установившейся баланс между частными СМИ и общественно-правовым телерадиовещанием, предупреждает председатель правления концерна Eesti Meedia Свен Нуутманн.

Какое-то время назад я написал в Äripäev о том, насколько национальные СМИ Эстонии нуждаются в помощи государства. А теперь вынужден попросить, чтобы государство не наносило смертоносный удар по национальным частным СМИ. А именно, коммерциализация и все большая зацикленность программ ЭТВ на рейтингах говорят о том, что Эстонское национальное телерадиовещание (ERR) вновь хочет начать показывать рекламу. Новый председатель правления ERR Эрик Роозе, по слухам, ходил с этим планом к представителям государства, и зеленый свет ему дало даже Министерство финансов. От быстрого его претворения в жизнь Роозе явно удерживает лишь страх, что если рекламу разрешат вернуть, государство может сократить дотации.

Для и без того сильно напряженного и значительно пересохшего из-за действий социальных сетей-гигантов рекламного рынка это стало бы болезненным ударом по демонстрирующим оригинальные передачи частным каналам Эстонии. Живущие на рекламные деньги телеканалы уже сейчас балансируют на грани нуля и имеют возможность инвестировать только благодаря доходам крупных концернов. Резкое сокращение доходов от рекламы, который, по крайней мере, в самом начале принесло бы возвращение ЭТВ на рекламный рынок, стало бы ударом, оправиться от которого уже не удастся.

Когда в начале 2000-х рекламу на общественно-правовом телерадиовещании запретили, на это были ясные причины: невозможно было найти разницу между программами частных СМИ и ЭТВ. Это был ЭТВ, на котором соревновались «В путешествие с тобой», «Дома и на чужбине» и так далее. Сейчас возник тот же самый вопрос: почему на народные деньги нужно содержать телеканал, который не отличается от действующих на рынке коммерческих каналов?

Не говоря о том, что задачи программ ERR определены законом, и развлечения, к которому относится и трансляция международных спортивных соревнований, в них явно не входят.

Нужны дополнительные средства

В то же время я понимаю и потребность ERR в дополнительных средствах. Исполнение предусмотренных законом задач затратно, а работа современного телевидения с каждым днем становится все дороже: техника постоянно обновляется, ключевые работники должны быть мотивированы, а программа разнообразна. Я не считаю, что общественное телерадиовещание должно показывать только скучные передачи. Напротив, на деньги налогоплательщика они должны производить программы на самом высоком техническом и содержательном уровне, за каждую из которых мы должны испытывать чувство гордости. По моей оценке, ресурсы нужно направлять в правильные места, а не тратить на области деятельности, где частные СМИ уже успешно работают или собираются работать.

Поскольку я считаю глупостью приход ERR на рекламный рынок, то предложу альтернативные методы, при помощи которых можно было бы получить дополнительные деньги в бюджет корпорации. Прежде всего, нужно пересмотреть наложенные на ERR обязательства. Сейчас действует положение, когда с полученных от государства дополнительных средств для выплаты зарплат, часть нужно автоматически перечислить объединению авторов, представительским союзам и объединению фонограмм. На выплаты авторских сейчас уходит 10 процентов от оборота ERR.

И хотя, по моей оценке, ERR находится и, конечно,  должен оставаться в свободном вещании, им нужно обговорить свои выплаты Levira, которые у них значительно выше, чем у частных каналов. В 2017 году ERR планировал потратить на передачу сигнала 2,5 миллиона евро. Перед каждым сезоном частные каналы ведут с Levira непостые переговоры, а затраты общественно-правового телерадиовещания остаются на том же уровне, или несколько увеличиваются в течение многих лет.

Кроме того, я считаю весьма разумным план построить во дворе старого Дома радио новый телекомплекс, а недвижимость на улице Фельманни продать. Нынешнее здание явно пережило свое время и, конечно, является невероятно энергозатратным. В то же время, место для общественно-правового телерадиовещания, безусловно, в центре города.

Отсутствие спортивной политики

А теперь поговорим о теме, вызывавшей у общественности, а на самом деле - больше всего за кадром, страстные споры: теме трансляции спорта. Несколько лет назад в спонсорской рекламе была создана разумная система, которая означала то, что давать рекламу на ERR можно было по плану, утвержденному советом, который, если я не ошибаюсь, фиксировался на продолжительный период времени. Интересно, совет по-прежнему помнит и придерживается этого принципа? Осмелюсь в этом, мягко говоря, усомниться.

В любом случае получается так, что если бы общественно-правовое телерадиовещание прекратило показ коммерческого спорта, то только на этом в год можно было бы сэкономить как минимум миллион евро, за счет чего бюджет ЭТВ+ можно было бы увеличить на 50 процентов. Если для производства русскоязычного канала с оригинальным содержанием есть проблемы на рынке (то есть его не сделать за частные деньги из-за малого дохода), то в случае трансляции спорта этой проблемы нет. Еще несколько лет назад большая часть прав на трансляцию сорта была в руках у EBU, и покупать их мог только член организации, то есть в Эстонии ЭТВ, но на данный момент ситуация изменилась и на рынке возникла конкуренция, которая принесла в спорт дополнительные деньги. Иногда кажется, что покупка права на спортивную трансляцию является не рациональным выбором ERR, а просто вопросом эго каких-то людей.

Самыми коммерческими видами спорта являются футбол, баскетбол, хоккей, легкая атлетика и биатлон. За право трансляции ЧМ и ЧЕ по футболу частные каналы могли бы платить в два раза большую цену, чем за показ олимпийских игр, и отработать эти затраты на рекламе. Почему же ERR до сих пор тратит миллионы евро налогоплательщиков на показ соревнований по этим видам спорта? Например, по последней информации, ERR участвовал в покупке права трансляции самых коммерческих футбольных игр Лиги Чемпионов. Цена трех лет доходит там до, как минимум, двух миллионов евро.

Ситуация, когда права, которые продает UEFA, ERR приобрел через футбольный союз на деньги самого UEFA, сейчас дошла до суда. Единственный, кому эта сделка была выгодна – руководитель футбольного союза Айвар Похлак, который через сделку смог пропихнуть на экран ЭТВ большее количество игр эстонской лиги и открыть для своих спонсоров ЭТВ как рекламный канал. Если реклама вернется на ЭТВ, такие странные сделки станут для ERR повседневностью.

Частные каналы весьма успешно продемонстрировали, как и они могут делать качественные спортивные трансляции, в том числе возвращая себе собственные затраты. Хорошим примером могут быть и XXIII зимние олимпийские игры в Южной Корее, которые в этот раз будут транслироваться на каналах Kanal2 и Kanal12, входящих в концерн Eesti Meedia. Это самый дорогой проект эстонских СМИ за все годы их существования, но мы еще до начала игр смогли покрыть свои расходы на покупку прав доходами от рекламы. В то же время, зрители не должны опасаться, что спорт можно будет увидеть лишь во время перерыва между рекламой – разработаны спецрешения, которые должны удовлетворить как рекламодателей, так и телезрителей.

Наверх