Демографическая ситуация и тренды в Нарве свидетельствуют о вымирании – медленном и верном. Если бы самих жителей Нарвы заботила их собственная жизненная среда, то они бы уже давно что-то предприняли для ее улучшения. Однако нарвитяне железобетонно убеждены в том, что градостроительством должен заниматься кто-то другой, т.е. «государство», и покуда не будет строительства, наиболее жизнеспособная «лимита» будет перебираться в города получше, как она это делает уже с первых лет восстановления Эстонией своей независимости.
Пирамида народонаселения Нарвы красноречиво свидетельствует о безнадежности развития города. Если точнее, то это не пирамида или вертикальная прямая, а расширяющаяся сверху – особенно по части количества женщин – геометрическая фигура. 25% жителей Нарвы – это женщины в возрасте 55 лет и старше. Численность всех возрастных групп до 40 лет сильно уступает средним показателям по стране.
Важнее же всего то, что если в Нарве и рождаются дети – это тоже случается гораздо реже, чем в среднем по стране, – то уже совсем скоро они находят способы для переезда в более хлебные края. Девушки же срываются с места еще до потенциального создания семьи. В самом детородном возрасте, т.е. в возрастной группе от 20 до 40 лет, наблюдается хронический дефицит женщин, каждой же шестой муж вообще не достается.
Постиндустриальный город, о котором так мечтают власть предержащие, экономически держится в основном на услугах, традиционно оказываемых скорее женщинами (как, например, в Тарту), однако с помощью имеющегося народонаселения его так просто будет не выстроить. Наверняка эстонские мужики слишком буквально восприняли старую песню Раймонда Валгре и посватались ко всем незамужним нарвитянкам, исходя каждый из своих возможностей. Для президентши и правительства, строящих в Нарве воздушные замки, решением проблемы как раз стала бы удавшаяся попытка поставить сказанное Валгре с ног на голову. Приехали бы они лучше в Тарту, в котором наблюдается огромный дефицит молодых людей, достойных стать спутниками жизни высокообразованных женщин. Пускай убедят эти тысячи молодых жительниц Тарту в том, будто для женского счастья нет никого лучше представителей нарвского рабочего класса.
Для такого способного и влиятельного фуфломета, как нынешний премьер-министр Эстонии, это не должно стать какой-то непосильной задачей. Всего-то делов – объявить в Нарве великую призовую охоту на мужиков для всех магистранток города Тарту. Ох и расцветет же тогда культурная столица Нарва!