К обмену Суси привела борьба эстонской и российской спецслужб (1)

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
  • Суси осудили в ответ на действия эстонских спецслужб
  • Вызволение рядового агента имеет для России символическое значение
  • На обмен заключенными ушло два месяца

Десять дней назад российский корреспондент Postimees Яанус Пийрсалу отправил в Таллинн долгожданное сообщение: «У меня такое ощущение, что вскоре будет обмен».

Он имел в виду судьбу осужденного в России за шпионаж на 12 лет тюрьмы авиабизнесмена Райво Суси. Давно было ясно, что Суси, задержанного в транзитной зоне московского аэропорта в феврале 2016 года на пути в Таджикистан и признанного в декабре виновным, ждет нечто большее, чем долгое и изнурительное заключение в российской тюрьме строгого режима.

Подлинная цель российских спецслужб, кажется, заключалась в том, чтобы оказать давление на Эстонию. Наши спецслужбы уже несколько лет назад создали опасный с точки зрения Москвы прецедент – после разоблачения местных шпионов ФСБ они включали в список разыскиваемых через международный розыск и их вербовщиков, и кураторов агентов.

А последние – люди, составляющие верхушку разведки. Например, одним из кураторов госизменника Алексея Дрессена, бывшего высокопоставленного сотрудника КаПо, был генерал Евгений Тяжкун, ставший заместителем главы правительства Москвы и Московской области.

В связи со случаем Херманна Симма до сих пор разыскивается Сергей Яковлев, скрывающийся под именем Антонио де Хесус Амуретт Граф. В создание этой безупречной легенды за рубежом Москва инвестировала много времени и денег.

Есть и другие такие имена.

Поведение эстонских спецслужб могло показаться Москве пересечением красной черты. По крайней мере, так утверждалось. По прежним правилам мира разведки во всем мире с вербовщиками поступали дипломатично – их заставляли навсегда покинуть страну, где их разоблачили.

Подробности случая Райво Суси станут известны лишь спустя десятилетия, но причины для его задержания в России – деятельность десятилетней давности в этой стране – явно искали. Суси должен был стать для России средством, с помощью которого можно было призвать к порядку «враждебную Эстонию».

У новой тактики России есть побочный эффект. После заключения Суси некоторые местные предприниматели отказались от поездок в Россию. Однако они не хотят фигурировать в прессе под своим именем. «Не только в Россию, - говорит один из них. – Я больше не решаюсь поехать ни в Белоруссию, ни в Казахстан».

Авось, прокатит

Поскольку в случае Суси, в отличие от похищения сотрудника КаПо Эстона Кохвера, отсутствовало публичное политическое измерение, расследование его случая для российских спецслужб было своего рода игрой, в которой Москва не могла проиграть.

ФСБ могла сервировать это для Эстонии так: у нас тут сидит невиновный эстонский глава семьи, который по-любому сядет на много лет, а у вас в Эстонии отбывают тюремное наказание несколько шпионов, работавших на российские спецслужбы. Их можно было бы обменять друг на друга.

Это как будто ситуация win-win, но для Эстонии в таком обмене кроется большой риск. Россия может повторить такую модель поведения и попытаться по-одному выменять всех своих задержанных шпионов. «Мы не можем наверняка исключить, что после случая Суси не появится новых таких случав», - сказал один высокопоставленный сотрудник разведки. Он также отказался фигурировать в прессе под своим именем.

Таким образом эстонским властям предстоит решить головоломное уравнение.

Когда два месяца назад, 11 декабря, Суси был признан виновным в Москве, его адвокат Аркадий Толпегин пообещал обжаловать приговор. Ни он, ни его подзащитный Суси даже не думали о возможности обмена. «Я же не Кохвер… Дело в этом. Я обычно человек, который занимается бизнесом», - сказал Суси. В тот момент он находился на предварительном слушании в Московском суде и, отвечая на вопрос Яануса Пийрсалу, не считал возможным, что его обменом кто-то будет заниматься.

Но годом позже, к концу декабря прошлого года, обстоятельства изменились. Суси получил от эстонских властей совет не обжаловать обвинительный приговор российского суда. Одним из предварительных условий обмена заключенными был вступивший в силу приговор. Без него у президента Владимира Путина не было бы законной возможности помиловать Суси.

11 января, когда Postimees спросил у защитника Суси Толпегина, что тот собирается делать дальше, обычно разговорчивый адвокат внезапно оказался немногословен. «Не хочу показаться бестактным из-за того, что не ответил, - сказал он, - но я не буду отвечать на ваши вопросы и что-то комментировать в соответствии с пожеланием моего доверителя».

К середине месяца было ясно и то, что Суси действительно не использовал возможность обжаловать обвинительный приговор. Это уже явно говорило о том, что процесс обмена начался. Но преждевременная публикация этой новости в прессе могла оказать Суси медвежью услугу.

Одного не бросят

Все стало ясно утром в субботу, 10 февраля, когда улыбающийся Суси со спортивной сумкой перешел по мосту через реку Пиуза на КПП Койдула в поджидавший его микроавтобус КаПо. За несколько минут до того на мосту встретились замглавы КаПо Александер Тоотс и один из высокопоставленных сотрудников ФСБ. Это уже вторая такая их встреча – в сентябре 2016 года они там же обменяли Алексея Дрессена на Эстона Кохвера.

Но, если долгое время бывший ведущим сотрудником КаПо Дрессен был крайне важен для россиян в качестве агента, то ценность привезенного на мост для обмена Артема Зинченко, скорее, символическая. В обучение бизнесмена, продававшего детские товары и работавшего на ГРУ с 2013 года, Москва, конечно, вложила время и деньги, но в мире разведки он был всего лишь пешкой.

Очевидно, в этой обменной игре для Москвы главное другое – показать коллегам Зинченко в Эстонии и за рубежом, что их не бросят одних. Хотя наказание, которое получил агент ГРУ за шпионаж, было сравнительно мягким – пять лет тюрьмы – его возвращение домой имело символическое значение.

По словам организовавшего обмен заключенными гендиректора КаПо Арнольда Синисалу, они заключили по этому вопросу соглашение, которое удовлетворило обе стороны. «Эстонское государство помогает своим гражданам, как только может, - сказал Синисалу. – Эстония выслала в Россию осужденного здесь за преступление человека, осуществлявшего незаконную прослушку, а эстонский предприниматель тем самым после долгого заключения в России сможет вернуться к близким».

Вернувшийся на родину спустя два с лишним года Райво Суси, по словам его адвоката Айвара Пильва, чувствует себя хорошо и счастлив.

Наверх