Он имел в виду судьбу осужденного в России за шпионаж на 12 лет тюрьмы авиабизнесмена Райво Суси. Давно было ясно, что Суси, задержанного в транзитной зоне московского аэропорта в феврале 2016 года на пути в Таджикистан и признанного в декабре виновным, ждет нечто большее, чем долгое и изнурительное заключение в российской тюрьме строгого режима.
Подлинная цель российских спецслужб, кажется, заключалась в том, чтобы оказать давление на Эстонию. Наши спецслужбы уже несколько лет назад создали опасный с точки зрения Москвы прецедент – после разоблачения местных шпионов ФСБ они включали в список разыскиваемых через международный розыск и их вербовщиков, и кураторов агентов.
А последние – люди, составляющие верхушку разведки. Например, одним из кураторов госизменника Алексея Дрессена, бывшего высокопоставленного сотрудника КаПо, был генерал Евгений Тяжкун, ставший заместителем главы правительства Москвы и Московской области.
В связи со случаем Херманна Симма до сих пор разыскивается Сергей Яковлев, скрывающийся под именем Антонио де Хесус Амуретт Граф. В создание этой безупречной легенды за рубежом Москва инвестировала много времени и денег.
Есть и другие такие имена.
Поведение эстонских спецслужб могло показаться Москве пересечением красной черты. По крайней мере, так утверждалось. По прежним правилам мира разведки во всем мире с вербовщиками поступали дипломатично – их заставляли навсегда покинуть страну, где их разоблачили.
Подробности случая Райво Суси станут известны лишь спустя десятилетия, но причины для его задержания в России – деятельность десятилетней давности в этой стране – явно искали. Суси должен был стать для России средством, с помощью которого можно было призвать к порядку «враждебную Эстонию».