О солдатах, которых, по словам Кремля, «там нет», но которые получают ранения и гибнут в боях, пишет колумнист Postimees Кармо Тюйр.
Кармо Тюйр: смертельные приключения зеленых человечков (9)
Говорят, где-то в далекой Сирии случилась такая история. Одна из сторон отрицала свое участие в бою, но потом попросила разрешения забрать своих мертвых и раненых.
В ведении войны в широком смысле ничего не изменилось. Если отбросить те странные моменты, когда воюющие, размахивая флагами, под барабанный бой собирались на открытом месте друг против друга и как почтенные люди с превеликой торжественностью начинали друг друга колотить, то на войне всегда есть место и хитрости, и жадности, и иллюзиям, и глупости. Не говоря уже о цинизме.
У схватки, которая сейчас идет в Сирии, есть все эти признаки. Есть и размахивание флагами, и элементы партизанской войны, и простого зарабатывания денег, и циничного принесения бойцов в жертву в целях разведки боем.
Создание миража
Следить за этим сложно, поскольку чрезвычайно трудно добыть информацию о происходящем. Если тебе показывают на экране какую-то картинку, то единственное, что тебе известно, - что тебе показывают эту картинку. Кто и почему ее показывает и каково истинное положение дел, можно только догадываться.
Россия в создании иллюзии достигла вершин и в этом плане утрет нос другим участникам конфликта. На территории, которая условно обозначена как сирийское государство и которую напрямую и полностью контролировать никто и никогда не сможет (только площадь Сирийской пустыни, которую не заботят границы, составляет 500 000 км2), среди воюющих сил есть и русские. И официально – в городе Тартус расположена военно-морская база, и неофициально – например, ЧВК Вагнера.
Кто на самом деле там находится – на этой далекой пустынной территории, где значительная часть деятельности сосредоточена в руслах рек и прибрежных зонах, и каковы мотивы разных участников - далеко не ясно.
Группа Вагнера
Группа Вагнера для нас, наверное, наиболее любопытна… и парадоксальным образом наиболее нам близка. Командир этой группировки Дмитрий Уткин – спецназовец, который изначально служил непосредственно на нашей границе, в Печорах.
Использование псковских десантников (и бурятских танкистов, и т.д.) в качестве зеленых человечков при захвате Крыма и удобрении полей Восточной Украины – секрет Полишинеля. Кровью этих людей в российскую военную историю вписано новое понятие - “их там нет”. Не было ни в Крыму, ни в Донбассе, а теперь их нет в Сирии.
Их нет, а трупы есть. Как утверждается, в особых больницах Москвы и Питера находятся на лечении те, кого удалось вывезти как “груз 300”, т.е. раненых. Есть вдовы, которые перед камерами рассказывают свою печальную историю. Есть могилы, причем с людьми, которые пытались запечатлеть их скопление, обращались жестоко, независимо от статуса.
Дележ нефтяных денег
Что делают в Сирии члены – до сих пор нелегальной – группы Вагнера, которых приблизительно насчитывается около 2500? Кто им платит, кто покрывает расходы, кто дает оружие и вооружение? Честный ответ состоит в том, что никто не может с уверенностью это утверждать, но, говорят, за этой частной военной компанией стоят люди, близкие к Путину. Юридическое лицо “Евро Полис”, зарегистрированное в Подмосковье, будто бы занималось в Сирии освобождением нефтяных полей и заводов из рук ИГИЛ и будто бы получила за это четверть их производства. Представляете себе эти денежные суммы?
В российской Госдуме снова готовится законопроект, который должен был бы легализовать ЧВК. До сих пор деятельность группы Вагнера была нелегальной и по российским законам. Лучшая иллюстрация к этой путанице – памятник российским добровольцам, который, как утверждается, установлен в Сирии и изображает мужчину, скрывающего свое лицо от фотографа. Я отправил эту фотографию двум экспертам, знающим регион, с вопросом, подлинная ли это фотография или подделка. Один посчитал, что подлинная, другой сказал, что «очевидно, это фейк».
Странная битва
Но, что касается битвы, упомянутой в начале статьи, в широком плане произошло следующее. Территория Сирии условно делится на секторы, которые контролируются различными силами. К востоку от древнего Евфрата остаются противники режима Асада, так называемая демократическая оппозиция, которую поддерживают США. На западном берегу действуют сторонники Асада, которых поддерживает Россия.
Как утверждается, на так называемую чужую территорию через реку стали продвигаться военные и техника с очевидной целью взять боем некий объект нефтяной промышленности. На объекте сидят американские инструкторы, и местные вооруженные лица якобы позвонили связному офицеру с российской стороны и сказали, что не надо дурить, иначе будет нанесен ответный удар. А из трубки донеслось “их там нет”. Последовал ответный удар. Телефон зазвонил снова. Тот же мужчина спросил: “Воздушная атака прошла? Мы хотели бы забрать своих людей и тела”.
Как видите, я все время говорю “якобы”. Верить утверждениям той или иной стороны, находящейся в состоянии войны, было бы смешно. Верить, что погибли 600 нападавших, было бы столь же глупо, сколь верить официальному ответу Кремля, согласно которому «может, там и есть какие-то граждане России, но они не военные». После Крыма верить Кремлю вообще сложно.