Каннский кинофестиваль: напряжение нарастает

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Аки Каурисмяки (слева) слушает, что думает о мире поющий в «Гавре» Литтл Боб.
Аки Каурисмяки (слева) слушает, что думает о мире поющий в «Гавре» Литтл Боб. Фото: AFP/SCANPIX

Грандиозный концерт Каннского кинофестиваля, который начался 11 мая, во всей своей красе и мощи всегда приходится на субботу, четвертый день мероприятия.

Тогда демонстрируется очередной кассовый фильм Голливуда, который вот-вот выйдет на экраны кинотеатров половины мира. Именно это в субботу вечером притягивает внимание всей прессы к красной дорожке Lumiere, главного кинозала фестивального дворца.

В этом году, как известно, магнитом фестиваля стала свежая глава «Пиратов Карибского моря» в формате 3D, а гвоздем программы — Пенелопа Крус и Джонни Депп.
Это традиционный поклон составителей программы Каннского фестиваля сильнейшим мира кино. И этот трюк всегда срабатывает безотказно.

Вечером того же дня в соседнем зале журналистам показывают новый фильм братьев Дарденн «Мальчик с велосипедом», дважды ставший лауреатом «Золотой пальмовой ветви». Все хотят посмот­реть и эту ленту.

Все чувствуют, что фестиваль начался в необычайном темпе.
В понедельник интерес публики возрастает еще больше — в программе фильм Терренса Малика «Древо жизни», который ждали еще в прошлом году.

Напряжение нагнетается: на вторник назначен показ ленты Аки Каурисмяки «Гавр», в среду — «Меланхолия» Ларса фон Триера, а в четверг — Педро Альмодовар. До конца осталось совсем немного. Присутствующие понимают, что участвуют в грандиозном представлении. Вот вам и «оркестровка», и композиция фестивальной программы!

Гавр глазами финна
Самый теплый прием на фестивале единодушно был оказан Аки Каурисмяки. После просмотра, стоя в очереди за кофе, свое восхищение фильму «Гавр» выразили как латвийские, так и французские кинокритики.

В творчестве 54-летнего Каурисмяки «Гавр» стал 17-м полнометражным кинофильмом. Финский режиссер и прежде представлял свои работы в Каннах — в 2002 году его лента «Человек без прошлого» совсем немного не дотянула до «Золотой пальмовой ветви».

Тогда политкорректное жюри под руководством Дэвида Линча отдало главную премию фильму Романа Поланского о Холокосте «Пианист». Талантливому финну достался лишь Гран-при.
В последний раз самый известный в мире европейского кино финн снимал во Франции 20 лет назад — в 1991 году на экраны вышел его фильм «Жизнь богемы».

Тогда местом действия был Париж 1950-х, а теперь — современный портовый город Гавр, в котором время будто остановилось. В обоих фильмах главную роль играет Андре Вилмс. Теперь он — литератор Марсель Маркс с богемным прошлым, который утратил надежду на реализацию своей мечты и зарабатывает на хлеб, работая чистильщиком обуви.

И, конечно же, фильм выдающегося кинематографиста невозможно представить без Кати Оутинен, которая играет спутницу жизни Маркса, Арлетти, и которая за работу в «Человеке без прошлого» уже получила «Золотую пальмовую ветвь» за лучшую женскую роль.

Чисткой ботинок в наше время особо не прокормишься, поскольку в основном люди носят тенниски, кроссовки, сандалии или резиновые сапоги. Разбитые башмаки самого Маркса полирует его жена. Как вскоре выясняется, Арлетти смертельно больна, но Марсель не должен об этом знать.

Новый фильм Каурисмяки сердечный и оптимистичный. Суховатая, но искренняя, затененная абсурдным вкусом и юмором, сентиментальность — вот что является высшей пробой творчества Каурисмяки.

Диалог краток, но эффективен. «Гавр» является необычно «разговорчивым» для Каурисмяки фильмом, публика постоянно реагирует, — или тихой усмешкой, или взрывом хохота, — на высмеивание бюрократии, перипетий социального обеспечения и полиции. Марселю Марксу противостоит именно полицейский, угрюмый инспектор Моне (Жан-Пьер Дарруссен). Лучшего криминалиста города вынуждают ловить иммигрантов.

Однажды утром у портового причала находят контейнер с чернокожими беженцами. Одному мальчику удается сбежать, и, по воле сценариста и режиссера, он встречается с Марселем Марксом, который остался один после того, как его жена попала в больницу.

Маркс решает помочь мальчику, чтобы тот смог добраться до Лондона, где живет его мать, тоже нелегальная иммигрантка. Итак, человеческое сочувствие против законного порядка.
Каурисмяки всегда умел провоцировать без особого эпатажа.

Он делает то, что считает нужным: в далекой юности он на пресс-конференции потягивал водку прямо из бутылки, а теперь, отвечая на вопросы журналистов, он курит, и не важно, что это запрещено.

Старомодное кино
Все-таки суть важнее быта. Каурисмяки больше не является скандалистом, он заставляет говорить о себе, скорее, тем, что снимает очень старомодное кино. Брессон, Бекер, Мелвилл, Тати, Клер, Карне. Дух, присущий фильмам этих авторов, витает и в «Гавре», хотя никто из них не цитируется ни словом, ни кадром.

Награды этого года будут вручены уже в эту субботу, 22 мая. Ко вторнику фаворитами, которые, по мнению критиков, вправе рассчитывать на «Золотую пальмовую ветвь», были «Мальчик с велосипедом» Жан-Пьера и Люка Дарденнов, «Древо жизни» Терренса Малика, «Артист» Мишеля Хазанавичуса и «Гавр» Аки Каурисмяки. Напряжение растет.

Ключевые слова

Наверх