Считается, что уровень местных цен практически на все вызывает дрожь у местных и недоуменные улыбки у иностранцев. То, что за рубежом можно купить в несколько раз дешевле, у нас продается по цене космического шаттла. А когда еще после покупки выясняется, что у соседа это же можно было купить по куда более выгодной цене, становится совсем обидно, пишет «МК-Эстония».
В Эстонии цены взяты с потолка? Как потребителям не переплачивать (2)
«У меня давно уже шопинг превратился в игру, я никогда не покупаю ничего сразу, - рассказывает Татьяна. – Будь то обувь, одежда, какие-то другие товары. Если подождать – можно найти какие-то скидки. Например, все крупные торговые сети пару раз в год устраивают большие скидочные кампании – я там закупаю бытовую химию на полгода вперед. Покупаю по полной цене лишь то, без чего не обойтись. Но всегда интересно, из чего складывается окончательная стоимость – ведь на некоторых базах то же самое можно купить дешевле».
Крупные торговые сети действительно могут ставить более адекватные цены, чем у небольших предприятий.
«В предпринимательстве используют три метода ценообразования: расходный, потребительский и конкурентный. Исходя из выбранной схемы формируется и ценовая политика, - поясняет руководитель отдела закупок торговой сети Prisma Тынис Томингас. – У крупных торговых сетей, как правило, политика ценообразования ориентирована на потребителя. То есть сотрудничество с поставщиками ведется, исходя из потребностей и спроса. А стоимость продукта формируют его ценность и готовность покупателя платить запрашиваемую цену».
При этом цена должна быть для потребителя соизмеримой: решение о покупке принимается, исходя из соотношения цены и качества вещи.
«Ценообразование на рынке свободное, - добавляет Тынис Томингас. – Но при этом нужно считаться с действующими на рынке правилами, то есть, другими словами, исходя из ожиданий потребителя, экономических принципов и т.д.»
Цену диктует конкуренция
Больше конкретики добавил Маргус Амор, руководитель по закупкам сети Rimi. По его словам, в цену товара закладываются самые разные параметры.
«Прежде всего, это 20% налога с оборота, - поясняет он. – Кроме того, от цены продукта примерно 80% составляет закупочная стоимость, при этом, конечно, она в каждой группе своя. Также в окончательную цену закладываются расходы на логистику, акцизы и прочие дополнительные расходы, которые требует государство. При необходимости учитываются также и затраты на рекламу – исходя из всего этого и формируется цена на товар».
При этом наценка магазина на товар очень разная – все зависит от групп товаров и самих товаров.
«Кроме того, в Эстонии среди розничных сетей очень высокая конкуренция, поэтому прежде всего смотрим рыночную стоимость товара и оцениваем свой, исходя из нашей ценовой политики, - раскрывает секреты руководитель по закупкам сети Rimi. – Имеются группы товара, в которых мы хотим быть лидерами и предлагать лучшую цену. Но есть также и те, где достаточно того, что цена сопоставима с общей рыночной».
При этом, конечно, интересно, как попадает товар на полки: ведь магазины физически не имеют возможности представить весь ассортимент от поставщиков. И выбирают лишь нескольких.
«Прежде всего мы оцениваем потребительский спрос – реальный или потенциальный, - рассказывает Маргус Амор. – Затем смотрим, кто может предложить искомый товар. И затем уже выбираем поставщика, заключая соответствующие договоры, условия которых для всех одинаковы. При этом нет каких-либо регуляций, касающихся формирования стоимости товара – торговая сеть решает это сама».
Но решающую роль в ценообразовании играет конкуренция. Торговые сети прекрасно осведомлены, что творится у соседей. И везде работают целые отделы, которые отслеживают любые колебания цен и вносят соответствующие корректировки в стоимость своих товаров.
Однако в период скидочных кампаний стоимость многих товаров значительно снижается. Вряд ли предприятие будет торговать себе в убыток.
«Как правило, мы закупаем товар от наших постоянных партнеров. А что касается цен в момент скидок, то они за годы уже сформировались, и в соответствии с этим заключаем договоры на закупку товаров, предназначенных для акций, - поясняет Маргус Амор. – По большей части, конечно, сеть в убыток не торгует, но есть товары, на которых торговец не зарабатывает. Это связано с очень плотной конкуренцией на рынке и тем, что каждая сеть старается привлечь максимальное количество покупателей».
160 процентов наценки
В торговых сетях, специализирующихся на конкретных видах товара, с политикой ценообразования оказалось несколько сложнее. Никто не захотел раскрывать секрет формирования наценки, в основном все упирались в «налоги, логистику, зарплаты, аренду» - в общем, все то, что приводит к ценам, которые у нас называют «задранными». Например, покупателей часто удивляет стоимость обуви, изготовленной из дерматина – за запрашиваемую нашими продавцами сумму в европейских магазинах можно купить кожаную. Причем качественную. С одеждой тоже не все ясно.
«У меня вот такая история, - смеется Елена. – В начале зимы был нужен лыжный костюм. Тот, что мне понравился, стоил более 400 евро. В принципе, я была уже готова его купить, вот только зима никак не наступала. А потом начались скидки. Я в тот момент оказалась в Латвии – там по скидке этот костюм стоил уже 300 евро. Но я решила потерпеть – зимы по-прежнему не было. И через неделю в Эстонии купила его за 200. А теперь вопрос: по какой цене закупили этот костюм, если даже продав его за 200 евро, они наверняка остались в плюсе? И если представить, что он изначально стоил, например, 150 евро, получится больше 160% накрутки, в два с половиной раза!»
Многих спасают интернет-магазины. И в то же время заставляют в очередной раз удивляться, задаваясь вопросом, есть ли логика в ценообразовании. И с чем связаны такие аппетиты?
Читайте статью целиком на mke.ee.