Чем ближе 18 марта, тем острее интерес к выборам президента России и всему, что вокруг них происходит. Общемировая тенденция – превращать всякие выборы в политическое шоу, в спектакль с небывалым количеством зрителей и участников – в ходе нынешней российской предвыборной кампании приобретает черты уж вовсе гротескные.
Президентские выборы в России: явка строго обязательна! (6)
Сравниться с нею в этом могут разве что последние президентские выборы в США. На данный момент, если бы кому-то пришло в голову произвести контент-анализ публикаций по ключевым словам «выборы президента» на всех языках мира, то, пожалуй, пока лидировали бы США. Но у россиян есть ещё две недели, чтобы, следуя старой традиции, «догнать и перегнать Америку».
Сам Владимир Владимирович продемонстрировал недавно полную готовность возродить это соревнование. Точнее – фактически возродил его своим очередным ежегодным (с задержкой на два с лишним месяца) посланием Федеральному Собранию. Мы к нему ещё вернёмся немного позднее.
Два по семьдесят – в одну посуду
Эпиграфом к этим заметкам может служить голливудская формула, перекочевавшая затем и в литературу, об описываемых в каком-либо произведении событиях и персонажах, только слегка перефразированная: «Все они в данном случае являются реальными, однако их трактовка носит исключительно произвольный характер, основанный на личных впечатлениях автора, который имеет право заблуждаться».
Креативности российских пиарщиков, обслуживающих нынешнюю кампанию, можно только позавидовать. И я не удивлюсь, если в Кремле – на случай не вполне желаемых для его администрации результатов голосования – имеется заготовка с обвинениями в адрес Белого дома в хакерских атаках на избирательную систему РФ (а самое смешное: нельзя исключить, что такие атаки действительно состоятся). Правда, это будет уже некоей калькой с американского сюжета, но кто сказал, что нельзя? Хорошую кальку можно использовать несколько раз. Это осетрину второй свежести потреблять не рекомендуется, а про кальку никто ничего такого не говорил.
Впрочем, проблематично, что результаты этих выборов не оправдают надежд ВВП и его окружения. Ну, разве что если вместо minimum minimorum 70-75% окажется, что за лидера нации проголосовали всего 69,9 процента…
Про 70% я неспроста упомянул. Тут на днях по радио прозвучала такая фраза: дескать, кремлёвские чиновники решили сделать Путину подарок к его предстоящему 70-летию (октябрь 2022 года) и обеспечить всеми способами «2х70», то есть не меньше 70 процентов явки избирателей, и чтобы из них минимум 70% проголосовали за Владимира Владимировича.
К сожалению, не могу сказать точно, кому принадлежит авторство этой идеи, и на какой радиостанции она прозвучала – я ехал в автобусе, сидел недалеко от кабины водителя, а у него был включен радиоприёмник, откуда и донеслась до моего слуха радостная новость. Спросил бы водителя, но отвлекать его от управления транспортным средством во время движения строго запрещается, да и неважно это в конце концов.
Может быть, конечно, это была чья-то шутка: мол, вспомним 75-летие дорогого товарища Леонида Ильича, к каковому юбилею ведь тоже начали готовиться загодя; если и не за четыре года, то за три точно. Но вообще-то мысль богатая…
Чьи аргументы более весомы?
Абсолютное большинство экспертов сходится во мнении, что нынешней кампании по избранию главы государства в России недостаёт интриги, которая привлекла бы избирателей к урнам в день выборов. Хотя их итог и предрешён – с этим вообще никто не спорит, – но кремлёвским политтехнологам необходимо сделать процедуру максимально легитимной. Вот почему цифра 70% явки была бы крайне желательной. И ради этого запускаются разные «сопутствующие» проекты, призванные привлечь к происходящему если не настоящий интерес, то хотя бы любопытство.
Беспроигрышным, например, оказалось решение допустить к выборам Ксению Собчак. Во-первых, она сама по себе – интрига, хоть в прямом, хоть в переносном смысле. А во-вторых, её присутствие бодрит других участников гонки. Что ещё раз было продемонстрировано на состоявшихся 28 февраля предвыборных дебатах в прямом эфире телеканала «Россия 1», когда Владимир Жириновский на всю страну (а фактически на весь мир) назвал кандидата-соперника (соперницу!), мягко выражаясь, падшей женщиной. Ксения Анатольевна в долгу не осталась и, дабы остудить гипертемпераментного либерал-демократа, плеснула ему в лицо водой из стакана, применив, хоть и без ссылки на копирайт, его же ноу-хау из дебатов с Борисом Немцовым.
Рекомендую также посмотреть прикольный клип на YouTube под названием «О важности явки на выборы 2018. Сергей Бурунов». Правда, он во многом повторяет ролик из предвыборной кампании Бориса Ельцина (1996 год) «Выбирай, а то проиграешь!», но говорят же, что новое – хорошо забытое старое…
Впрочем, это всё даже не цветочки, а так – лёгкая разминка перед решающим раундом. А он начался несколько раньше, чем пришёл день выборов. В своём послании Совету Федерации действующий президент обозначил приоритеты на предстоящий срок.
Практически все аналитики фокусируют внимание на воинственной риторике в той части речи Путина, где он говорил о новейших, зачастую просто фантастических, вооружениях, а его слова иллюстрировались впечатляющими видеокадрами и компьютерными инсталляциями. При этом как-то уходят в тень такие же эффектные, проецируемые на огромные экраны, графики и анимационные таблицы, сообщающие об ожидаемом (не менее фантастическом) росте экономки и, соответственно, процветании страны и увеличении благосостояния россиян. Не был забыт и предстоящий в результате перечисленных выше преобразований небывалый расцвет заботы общества и государства о детях, стариках и людях с особыми потребностями.
…Из учебников по пиару и основам рекламного бизнеса известно, что наглядность, «картинка» – гораздо более действенный инструмент любой пропаганды, чем многословные речи. Иногда при этом виртуальная реальность оказывается даже убедительнее, чем реальность обыденная. В фильме «Кубанские казаки», вышедшем на экраны в 1950 году, столы на празднике урожая ломились от яств, и именно это воспринималось как действительность, несмотря на только что прокатившийся по стране голод 1946-1947 годов, унесший жизни тысяч людей, пустые прилавки и очереди за молоком. Просто зрителям хотелось так думать…