О том, что тема политически заряжена, говорит уже тот факт, что обсуждение темы в Тартуском горсобрании позавчера длилось почти семь часов. К сожалению, решение горсобрания – потребовать от правительства прекращения государственной спецпланировки завода – по сути, носит лишь декларативный характер, поскольку правительство решило вчера, что планировка и исследования будут продолжены.
Однако стоит внимательно следить, какие ведутся политические игры, какие оси сил вырисовываются уже сейчас. Самая интересная ситуация сложилась в Центристской партии, где председатель Тартуского горсобрания, а также член Рийгикогу Ааду Муст явно представляет так называемую тартускую точку зрения, т.е. занимает в отношении завода скептическую позицию.
Этому противостоит точка зрения министра госуправления Яака Ааба, тоже центриста, прозвучавшая позавчера в “Актуальной камере”. “Конечно, аргумент у Тартуского горсобрания сильный, но, если побывать на месте, объективных сильных аргументов нет, поскольку не проведены исследования. Мы могли бы их провести и дать ответ”, - сказал он.
Согласен с Аабом, но еще более осторожен в выражениях премьер-министр Юри Ратас. В особенно интересной ситуации оказалась министр экономики Кадри Симсон, которая по должности должна была бы поддержать строительство завода. В то же время она, очевидно, прислушается и к тем аргументам, которыми оперирует ее отец, Ааду Муст.
Симсон баллотировалась в Пярну, где находится Пярнуский порт. В последние годы лес был для него одной из основных статей экспорта. Строительство завода под Тарту могло бы нанести урон интересам этого порта и региона в целом; этого не произошло бы, разве что если бы по желанию местных жителей целлюлозный завод был бы построен на реке Пярну. Но сейчас это неактуально.