«Оскар-2018»: о том, каково быть черным, в хорроре Джордана Пила «Прочь» (1)

Елизавета Калугина
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Дэниэл Калуя в роли Криса Вашингтона.
Дэниэл Калуя в роли Криса Вашингтона. Фото: Screenshot

После скандала 2016 года, когда видные деятели киноиндустрии объявили «Оскар» слишком «белым», — ни один чернокожий исполнитель на премию номинирован не был — Американская киноакадемия стала уделять больше внимания представителям других рас. Первой ласточкой стала драма «Лунный свет», повествующая о любви, взрослении и преодолении жизненных трудностей в бедном черном квартале. Лента стала напоминанием о том, как важно рассказывать истории тех, кто отличается от других — по цвету кожи, сексуальной ориентации и условиям жизни.

В этом году главным «черным» фильмом года стала дебютная картина Джордана Пила «Прочь», номинированная на «Оскар» в категориях «лучший фильм», «лучшая мужская роль», «лучший режиссер» и выигравшая заветную статуэтку за лучший сценарий. Американские критики и зрители почти единогласно провозгласили фильм шедевром, ударившим по болевым точкам современного общества, невероятно захватывающим во всех отношениях. Получившая восторженные отзывы лента стала хитом проката — отбила свой скромный по голливудским меркам бюджет 4,5 миллиона более чем в 50 раз.

Превосходство белых — в оригинале «white supremacy» — жизненная философия, близкая идеям нацизма, согласно которой белые во всех отношениях превосходят людей других рас. Чернокожий режиссер Джордан Пил решил взглянуть на проблему с другой стороны и задался вопросом: что если белые расисты в глубине души отчаянно мечтают походить на тех, кого так яростно презирают и подавляют? А что если чахлые белые интеллигенты на самом деле хотели бы обладать выдающимися физическими данными и талантами черных? Возможно, исторически угнетенное сообщество на самом деле по многим критериям превосходит белое большинство? Этот не самый привычный взгляд на расизм Пил отразил в своем фильме, который имел оглушительный успех во всем мире.

Главный герой — чернокожий фотограф Крис (Дэниэл Калуя), который живет в Нью-Йорке со своей белой девушкой Роуз (Эллисон Уильямс). Она предлагает ему поехать на выходные к ее родителям, живущим в загородном поместье, однако если бы он знал истинную причину поездки, то немедленно бросился бы прочь.

Авторы картины то рисуют глянцевый портрет богатых белых американских либералов, то отсылают к истории Олимпийских игр Третьего рейха, а в какой-то момент сосредотачиваются на теме работорговли и, надо признать, крайне остроумно переносят элементы далекой и отнюдь не гуманной эпохи в современность. Разумеется, новейшая история занимает в картине особое место: не стоит забывать, какую волну расизма повлекло за собой избрание Трампа президентом США.

Центральная тема ленты — бесчеловечные операции над черными, отсылающие нас прямиком к нацистской Германии. Удушливый мирок главных героев — фактически Третий рейх в миниатюре, а их полное пренебрежение к чужой жизни — главный монстр этого хоррора.

По признанию самого режиссера, это фильм о социальном страхе и гневе, которые испытывают аутсайдеры. Безумная ситуация, в которую оказался втянут главный герой, явно отсылает к временам, когда человека с темной кожей можно было купить на аукционе. А одна из наиболее зловещих сцен, когда герой сидит прикованный к креслу перед телевизором, может служить идеальной аллюзией на сегодняшние реалии: несвободу современного человека и манипуляции СМИ. Впрочем, для ленты Пила это было бы чересчур просто — режиссер предпочитает более завуалированные метафоры.

Однако как смотрится «Прочь» по другую сторону океана — у нас в Эстонии, где проблемы расизма отнюдь не на первом месте? На повестке дня акцизы на алкоголь и центристское правительство, хотя и собственное меньшинство имеется, правда не черное, но от того не менее «проблемное». Способны ли мы прочувствовать и воспринять историю о простом черном парне, оказавшемся в замке нацистов с аристократическими замашками, так, как она была задумана?

Скорее нет, чем да: чтобы разделить восторги американских зрителей, о черном комьюнити нужно знать не понаслышке или по крайней мере обладать высочайшим уровнем эмпатии, без этого многие образы фильма просто не вызовут должного отклика.

Особую популярность в интернете приобрела фраза «теперь ты в затопленном месте», произнесенная в фильме во время сеанса гипноза. Судя по живому отклику, который эта фраза получила в англоязычном сегменте интернета, примерно так и чувствует себя либеральная общественность Штатов после избрания Трампа. Однако, если рассматривать этот образ в более широком контексте, стоит признать, что наше общество — по сути такое же «затопленное место», просто затоплено оно проблемами несколько иного рода.

Картина позиционируется как хоррор, но благодаря комедийному прошлому режиссера фильм получился остросатирическим и не перегруженным чрезмерной жестокостью. Ленту можно смотреть и на уровне сюжета, не отвлекаясь на поиск отсылок к остросоциальным темам, но в этом случае фильм будет лишь немного выигрывать у мистических хорроров прошлых лет вроде «Вне себя» и «Ключа от всех дверей».

Комментарии (1)
Copy
Наверх