Комментируя инцидент в Солсбери, где 4 марта были отравлены бывший офицер ГРУ Сергей Скрипаль и его дочь, министр обороны Великобритании Гэвин Уильямсон, объявил о новых мерах для защиты от химического оружия.
Министр обороны Британии: «России нужно убраться и заткнуться» (14)
Известный своей жесткой линией в отношении Москвы, Уильямсон также посоветовал России, на которую британские власти возложили ответственность за это нападение, «убраться и заткнуться».
Официальный представитель МИД России Мария Захарова в ответ уже заявила: «А что еще может сказать министр обороны страны, которая скрывает обстоятельства применения на своей территории химических отравляющих веществ и не желает передавать имеющуюся информацию, как того требует Конвенция по запрещению химического оружия?»
«Лондону есть что скрывать. Партнеры нервничают», - добавила она.
Одновременно в четверг Британия, США, Германия и Франция выпустили совместное заявление, в котором осудили нападение на Скрипаля и возложили вину за инцидент на Москву.
«Это использование нервно-паралитического агента военного назначения такого типа, который был разработан в России, стало первым нападением с использованием нервно-паралитического агента в Европе со Второй мировой войны», - цитирует заявление «Рейтер».
«Это нападение на суверенитет Великобритании, и подобное действие государства - очевидное нарушение Конвенции о химическом оружии и международного права. Оно угрожает безопасности всех нас», - говорится в документе.
Ранее ответственность за атаку возложили на Россию британские власти. После этого премьер-министр Тереза Мэй в среду объявила о высылке 23 российских дипломатов и ряде других ответных мер.
Москва, категорически отрицающая свою причастность к нападению, назвала эти меры «беспрецедентно грубой провокацией».
Центр по защите от химоружия
Говоря о мерах, которые будут предприняты для защиты от подобных нападений в будущем, Уильямсон объявил о строительстве в Британии нового центра по защите от химоружия.
Объект стоимостью 48 млн фунтов (около 67 млн долларов) разместится на территории научно-технической лаборатории минобороны Портон-Даун в графстве Уилтшир.
Штаб-квартира лаборатории находится неподалеку от Солсбери, где были отравлены Скрипаль и его дочь. Они находятся в больнице в тяжелом состоянии.
Отравляющее вещество - нервно-паралитический токсин группы «Новичок», относящийся к разряду химического оружия, - идентифицировали именно эксперты лаборатории Портон-Даун.
«Российская угроза»
Министр обороны Британии Гэвин Уильямсон, занявший этот пост в ноябре 2017 года, известен как один из жестких критиков России в британском кабинете.
«Если мы сомневались в том, какую угрозу представляет собой Россия для наших граждан, то следует лишь взглянуть на шокирующий пример ее безответственного нападения в Солсбери, - заявил министр. - И мы знаем, что опасность химического нападения исходит не только от России, но и от других стран».
По словам Уильямсона, Британия лидирует в области исследований химического, биологического и радиологического оружия, но эти разработки необходимо развивать, чтобы противостоять потенциальной угрозе со стороны других стран и отдельных лиц.
Так как Британия присоединилась к международным договорам о запрете химического оружия, она не может самостоятельно разрабатывать новые вещества, но может работать над защитными мерами.
Кроме того, заявил министр, в качестве превентивной меры тысячи британских военнослужащих получат прививки от сибирской язвы - острого инфекционного заболевания, распространяющегося при помощи спор. В частности, письма со спорами сибирской язвы были отправлены по почте в редакции нескольких СМИ и двум сенаторам от Демократической партии США в 2001 году, через неделю после терактов 11 сентября.
Британские войска высокой степени готовности пройдут вакцинацию на добровольной основе - чтобы быть готовыми отправиться в районы с высоким риском атаки биологическим оружием.
По словам корреспондента Би-би-си по вопросам обороны Джонатана Бейла, послание Уильямсона очевидно: Великобритании необходимо больше вкладывать в оборону для отражения не только привычных военных угроз, но и новых методов нападения - например, кибератак.