Cообщи

Лаури Хуссар: кто убил Элейн Херцберг? (1)

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Лаури Хуссар
Лаури Хуссар Фото: Jaanus Lensment

Знаете ли вы, что связывает Бриджет Дрисколл и Элейн Херцберг? Жизнь обеих окончилась трагически. Обеим было сорок с лишним лет, и обе стали своего рода первыми в мире жертвами автомобильных аварий.

Бриджет Дрисколл погибла в 1896 году, став первым человеком, жизнь которого окончилась под колесами автомобиля с двигателем внутреннего сгорания. Элейн Херцберг стала первым человеком, попавшим под самоуправляемый автомобиль. Это несчастье произошло в американском штате Аризона всего пять дней назад. Полицейское дознание должно выяснить, кто в данном случае виноват – человек или машина.

Одно ясно: в момент аварии автомобилем управлял искусственный интеллект, транспортное средство не остановилось после столкновения ни на секунду, но и пешеход переходил дорогу, ведя велосипед, в непредусмотренном для этого месте. Несколько обобщая, можно сказать, что Херцберг стала жертвой искусственного интеллекта. Если, конечно, робота признают виновным в этой истории.

До сих пор мы привыкли думать, что искусственный интеллект – это нечто простое и невинное, что должно облегчить нашу повседневную жизнь и всячески нам помогать. По большей части о сопутствующих этому проблемах и опасностях в обществе при этом не говорят. Делегирование ответственности по важным и жизненно важным вопросам компьютеру требует четкой позиции по различным этическим и юридическим аспектам. В Эстонии соответствующее законодательство только начинает возникать, и на то, чтобы его одобрить и применить, могут уйти годы.

В 1942 году фантаст Айзек Азимов сформулировал закон роботики, который предусматривал, что робот не должен своей деятельностью или бездействием наносить вред человеку и человечеству. Азимов считал, что робот должен подчиняться приказам человека, но при этом защищать себя. Правда, знаменитый писатель отмечал, что робот может защищаться лишь в том случае, если это не будет противоречить предшествующему принципу.

Азимов излишне сосредоточился на вопросах, касающихся существования робота и человека. Сейчас, когда мы уже столкнулись с примитивным, но быстро развивающимся искусственным интеллектом, все, что связано с контролем над ним, по-прежнему остается важным, однако прибавилось множество практических тем. В том числе необходимо найти ответы на вопросы о том, как роботы влияют на производительность труда и рабочие места, чем будет заниматься и зарабатывать на хлеб человек, когда роботы займут его рабочее место. В нашей сфере деятельности, в журналистике, искусственный интеллект тоже уже опубликовал первые примитивные статьи. Ничего особенного, но, по словам издателей, которые его испытали, в плане соотношения цены и качества продукт оказался вполне приемлемым.

Я предполагаю и несколько опасаюсь, что искусственный интеллект может изменить нашу жизнь больше, чем интернет, поэтому в этом году тема сегодняшней встречи лидеров общественного мнения, организованной Postimees, звучит следующим образом: «Я, робот. Доверим ли мы мир людей искусственному интеллекту?»

Наверх