Вчера, 26 марта, президент Керсти Кальюлайд помиловала одного из самых противоречивых заключенных Эстонии, приговоренного к пожизненному заключению - 20 лет отсидевшего в тюрьме за убийство четырех человек Анатолия Николаева. По данным Postimees, он вышел из Тартуской тюрьмы примерно час назад.
Президент Керсти Кальюлайд помиловала пожизненно осужденного (3)
«Объявляю помилованным Анатолия Николаева, 1954 года рождения, наказанного решением Кохтла-Ярвеского городского суда, освободив его от дальнейшего отбывания наказания», - говорится во вчерашнем ответе президента на ходатайства осужденных о помиловании. Решение вступило в силу сегодня. Все оставшиеся ходатайства о помиловании остались не удовлетворены.
20 апреля исполнилось бы 20 лет с того момента, как Николаева посадили в тюрьму. Суд приговорил его к пожизненному заключению в апреле 1998 года за убийство четырех человек. Расправа произошла в одной из квартир, расположенной на аллее Пыхья в Кохтла-Ярве.
Согласно обвинению, Николаев застрелил свою сожительницу Елену Эрлих (39), а также Аллу Бердикову (36), Андрея Овчинникова (28) и беременную Татьяну Чиркову (25).
По словам самого Николаева, в полиции из него выбили чистосердечное признание, и хотя даже прокурор отказался от обвинения, суд все-таки приговорил его к пожизненному заключению.
На возможную невиновность Николаева осенью 2012 года в своей статье указывал тогдашний журналист Eesti Ekspress Янар Филипов, который, изучив материалы дела, пришел к выводу, что, вероятно, Николаев сидит в тюрьме за то, чего не совершал, и доказательств его вины на самом деле нет. «Этот мужчина не убивал мою мать», - не верила в вину Николаева и предполагаемая дочь его жертвы.
После этого суды рассмотрели апелляцию осужденного за убийство четырех человек, но пять лет назад Госсуд все-таки не удовлетворил ее.
Защитник Николаева, присяжный адвокат Анти Аасма сообщил, что с позиции правовой государственности речь идет о единственно верном и прогрессивном решении, которое ведет Эстонию далеко вперед. Он добавил, что гордится президентом, которая покончила с неопределенностью и годами длившимися спорами между различными юристами и членами общества.
«Таким образом, нам также удалось окончательно избавиться от принципов уголовного производства, которые родом из тоталитарного общества. Сейчас я испытывают приятные чувства, так как невероятно трудная и длинная борьба закончилась с осознанием, что я поступил правильно», - сказал Аасма.