Маленькие носители ВИЧ
- В прошлом году в Эстонии были диагностированы 219 новых случаев ВИЧ, доля заболевших женщин составляла 33 процента. Зараженных в возрасте 15-19 лет было двое, моложе – ни одного.
- В 2016 году ВИЧ диагностировали у троих в возрасте 15-19 лет, в 2015 году – у одного ребенка в возрасте 5-9 лет, и у пяти детей в возрасте 5-19 лет.
- Больше всего ВИЧ диагностировали у молодых людей в 2001 году, когда вирус был выявлен у 528 подростков в возрасте 15-19 лет, детей в возрасте 10-14 лет и трех новорожденных.
- В период с 2000 по 2017 годы ВИЧ был диагностирован у 49 детей в возрасте 0-4 лет, у четырех детей в возрасте 5-9 лет, 63 детей в возрасте 10-14 лет и у 1668 подростков в возрасте 15-19 лет.
- В последние три года не было ни одного случая, когда вирус передавался от матери к ребенку.
Источник: Департамент здоровья
Член правления Союза защиты детей Тыну Поопуу: нам нужна сетевая работа, охватывающая все общество
Грустно, что ребенок погиб от болезни, которая сейчас скорее является хронической и поддается контролю при помощи лекарств.
Здоровье детей должно находиться под контролем специалистов, начиная с медицинской помощи первичного уровня: нужны регулярные доверительные контакты с семейным врачом. Кроме того, детей школьного возраста на основании четкой системы наблюдают школьные медсестры. Внесенную ранее информацию о здоровье специалисты из области здравоохранения могут прочесть при помощи э-здоровья.
Таким образом, внесенное в Конвенцию о защите детей право ребенка на лучшую медицинскую помощь будет выполнено. Если что-то не так, можно вмешаться. Поскольку способности родителей справляться с возникающими трудностями очень различаются, специалисты могут им помочь как в плане взятия на себя ответственности, так и в преодолении проблем. Каждый работник системы здравоохранения, который заметил, что родители не справляются, по Закону о защите детей, обязан проинформировать специалиста самоуправления по защите детей.
В своих прежних высказываниях Союз защиты детей подчеркивал, что ради благополучия ребенка кроме родителей и других, сталкивающихся с ребенком взрослых (учителей, родителей, одноклассников, школьных медицинских сестер, работников по защите детей, соседей, семейных врачей и так далее) должны сотрудничать все. И не в виде распространения информации или заполнения документов, предусмотренных сетевой работой: каждый взрослый должен замечать и сообщать о нуждающемся в помощи ребенке.
Куда и кому? Например, по круглосуточному телефону помощи детям 11 611.
Каждый соприкасающийся с ребенком специалист должен найти в себе смелость взять ответственность и пообщаться с другими специалистами, которые тоже могут помочь в отстаивании интересов ребенка. Только охватывающая все общество сетевая работа может помочь отстоять интересы ребенка, родители которого не могут или не в состоянии этого по каким-то причинам сделать сами.
Отказ от переливания крови создал прецедент
Самым известным в Эстонии случаем оставления ребенка без лечения стал случай 20-летней давности, когда родители – свидетели Иеговы - отказались от переливания крови для своего родившегося с резус-конфликтом ребенка, из-за чего новорожденный умер через три дня. Суд вынес родителям оправдательный приговор.
Трагическая история свидетелей Иеговы Виктории и Николая Мельниченко была одной из главных судебных новостей в 2001 году. 4 июля 1997 года у Мельниченко родилась дочь, у которой проявился резус-конфликт, и для спасения ее жизни была нужна простая процедура – переливание крови.
Верующие родители не позволили врачам провести эту процедуру, объяснив свое решение религиозными убеждениями. Дочь Мельниченко умерла через три дня, и Пыхьяская окружная прокуратура предъявила им обвинение в причинении смерти по халатности.
Позиция Мельниченко была такова, что их ребенок умер не из-за не сделанного переливания крови, а из-за тяжелых проблем со здоровьем. «Свидетели Иеговы верят, что кровь священна, - объяснил тогдашний пресс-секретарь организации Танель Кальюлайд. – В Библии учат воздерживаться от крови. Свидетели Иеговы признают 99,9 процента методов лечения и выбирают лучшую медицинскую помощь. Единственное, от чего они отказываются, - аллогенная (чужая) кровь».
Работавший тогда прокурором Маргус Курм поддержал в суде мнение экспертов, которые были уверены, что переливание помогло бы полному выздоровлению ребенка. И хотя по закону Мельниченко грозило до трех лет тюрьмы, прокурор попросил не наказывать родителей реальным заключением, передав их на поруки.
Таллиннский городской суд (сейчас – Харьюский уездный суд) из-за отсутствия состава преступления полностью оправдал Мельниченко в 2001 году. Прокурор отказался от права обжаловать приговор.
Результатом этой истории стало то, что в Эстонии фактически узаконили положение, когда врачи могут проводить жизненно важное для ребенка лечение только с согласия родителей. Начиная с 2010 года в Эстонии действует закон, который позволяет врачу как спецопекуну в интересах здоровья ребенка отправить его на одну-две процедуры, и при принятии ответственности за данные процедуры его голос важнее, чем голос биологических родителей ребенка.