По словам Тамма, в обязанности Урма входили юридическое консультирование и проверка законности договоров. «Очень конкретных задач перед ним не ставили – на нем была вся юридическая переписка. Например, надзор за договорами по трамвайным путям, всяческие договорные штрафы. Я могу сказать, что благодаря замечательной работе Алара Урма мы выиграли в судебном процессе 1,8 миллиона евро», - сказал руководитель TLT.
Мухлеж бросился в глаза раньше
В 2015 году Министерство финансов проверило организацию конкурсов на госзаказ Tallinna Linnatranspordi AS. В случае нескольких нарушений партнером городской фирмы было то самое рапламааское предприятие KTK Tehnika OÜ.
Например, в контрольном акте Министерства финансов можно найти, что TLT проигнорировал порядок проведения конкурса на госзаказ и разделил один большой заказ автобусов на три простых конкурса, которые прошли в январе, апреле и июне 2015 года. Все три контракта на общую сумму, превышающую 600 000 евро, получила фирма KTK Tehnika.
Закон о госзаказах гласит, что заказчик сетевого сектора, то есть в данном случае TLT, может проводить простые конкурсы, если стоимость договора без налога с оборота меньше международной предельной ставки. Тогда это были 414 000 евро. В то же время, закон говорит, что установленный порядок нельзя игнорировать и делить тендер на части, особенно, если что-то приобретается с общей целью.
По отдельности стоимость трех заказов составляла 410 000, 171 000 и 228 200 евро. TLT объяснил, что два более дешевых конкурса организовали отдельно потому, что на оптовом рынке больше не было городских автобусов по подходящей цене и с разумным пробегом. А на основании более дорогостоящего договора были приобретены сочлененные автобусы, которые значительно отличаются от обычных.
Проверяющих Министерства финансов это не убедило. Все договоры были заключены с KTK Tehnika, который продавал автобусы с одной целью – обслужить пассажиров на таллиннских городских линиях. Также TLT и сам раньше покупал как сочлененные, так и обычные автобусы в рамках одного заказа.
Второе, что бросилось в глаза Министерству финансов, касалось 2012 года. Тогда TLT признал победителем конкурса акционерное общество Balti Bussi Grupp, предложение которого было более дешевым. В то же время договор был заключен и с KTK Tehnika. Поскольку в условиях госзаказа не была предусмотрена возможность заключения договора с несколькими фирмами, Министерство финансов пришло к выводу, что TLT заключил с KTK Tehnika запрещенный прямой договор.
Тийна Кауквере